"Социальная психология"конспекты лекций
"Мой профессиональный мир"
Профориентационное занятие с элементами тренинга
Автор-составитель Мадяжнова А.Е.
Цель:
формирование готовности обучающихся 7-8 классов общеобразовательных организаций к
осознанному выбору профессии.
Задачи:
- расширять представления о мире
профессий;
- познакомить обучающихся
образовательных организаций Озерского городского округа с профессиями Озерского
технического колледжа;
- содействовать в формировании
внутренней (индивидуальной или социально значимой) мотивации выбора профессии.
1.
Приветствие,
знакомство - представление по имени с движением
2. Упражнение «Броуновское движение»
с целью снятия напряжения и разделения на 2 группы. Все хаотично двигаются по
аудитории и по сигналу ведущего объединяются в подгруппы по 3-5-7 человек и в последнюю
очередь остаются две большие группы
(ведущий называет число, которое разделяет участников на 2 команды)
3.
Выбор
членов жюри и далее Шутливая
разминка «Он-она» Командам по очереди надо согласиться или нет с
утверждениями:
1. Она -
балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).
2. Она –
стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).
3. Она –
конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).
4. Она –
доярка, он – подойник. (Нет, дояр)
5. Она –
швея, он – швец. (Да, это устаревшее, сейчас – портной).
6. Она –
медсестра, он – медбрат. (Да).
7. Он –
профессор, она – профессорша. (Нет, она тоже профессор).
8. Он –
кузнец, она – кузница. (Нет, тоже кузнец).
9. Он –
певец, она – певица. (Да)
10. Он –
водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким
воротом).
11. Он –
истопник, она – истопница. (Нет, истопница).
12. Он –
рыбак, она – рыбачка. (Да).
13. Он –
моряк, она – морячка. (Да).
14. Он –
матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).
15. Он –
лифтёр, она – лифтёрша. (Да).
16. Он –
штукатур, она – штукатурка. (Нет).
17. Он –
каменщик, она – каменка. (Нет, каменщик).
18. Он –
гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).
19. Он –
мельник, она – мельница. (Нет, мельник).
20. Он –
музыковед, она – музыковедка. (Нет, музыковед).
4. Азбука профессий. Актуализация знаний о профессиях.
Команды по очереди на каждую букву алфавита называют профессии
А – артист, археолог, агроном, архитектор, аппаратчик,
адвокат, автомеханик;
Б – библиотекарь, брокер, бухгалтер, биолог, бармен, бортинженер,
бактериолог;
В – водитель, военный, воспитатель, ветеринар, врач, ведущий,
визажист;
Г – геодезист, геолог, гидролог, генетик, географ, гравер,
гид;
Д – дизайнер, декоратор, дефектолог, дегустатор, диспетчер,
дрессировщик, дефектоскопист, делопроизводитель, доярка, дипломат;
Е – егерь, естествоиспытатель;
Ж – журналист, железнодорожник, жестянщик, животновод;
З – звукорежиссер, завхоз, закройщик, зоолог,
зоотехник, знахарь;
И – инспектор, инженер, инкассатор, имиджмейкер, инструктор,
историк, иллюзионист, искусствовед;
К – кинолог, кровельщик, клипмейкер, кондитер, клоун, кулинар, косметолог, коуч, криминалист, каменщик;
Л – лингвист, логист, летчик, лаборант, логопед;
М – маляр, метеоролог, метролог, менеджер, модератор,
методист, модистка, музыкант, медсестра,
мерчендайзер, маркетолог, механик, металлург, машинист, монтажник;
Н – нефтяник, нанотехнолог, настройщик, нотариус,
наладчик, носильщик, невролог;
О – охранник, оценщик, облицовщик, официант, орнитолог,
оператор, офицер, овощевод;
П – почтальон, программист, портной, переводчик,
продавец, печник, плиточник, пекарь, полицейский, певец, парикмахер;
Р – риэлтор, редактор, режиссер, рулевой, регистратор,
рекрутер;
С – столяр, стилист, социолог, сварщик, стоматолог, строитель,
сталевар, селекционер;
Т – технолог, тракторист, топограф, токарь, тьютор,
трубочист, тореадор;
У – ученый, учитель, униформист (работник, обслуж.
цирковую арену);
Ф – флорист, филолог, фармацевт, фермер, фрезеровщикфотограф;
Х – химик, художник, хореограф, хормейстер, хирург;
Ц – цитолог, цирюльник, циркач, цензор, цветовод;
Ч – чабан, часовщик;
Ш – шахтер, швея, штукатур, шофёр, швейцар, штурман;
Э – энергетик, электрик, экскурсовод, экономист, эксперт,
этнограф, эколог;
Ю – юрисконсульт, юрист, юморист, ювелир;
Я – ядерщик, ямщик.
5. Анаграммы профессий - команды получают СПИСКИ профессий, которым обучают в колледже
и на скорость расшифровывают их :
ротакь
карпирхема
серьлас
килтерэкт
наторбал
ночкинтас
|
ростля
талисветопь
равксищ
тиренкод
даснимис
кинхемаатов
|
6. Ассоциации - команда жестами и
движениями показывает профессии, другая команда её отгадывает, жюри оценивает
точность и выразительность демонстрации
7. Рефлексия –
участники отвечают на вопрос, что было для них полезного в занятии и с какими
ощущениями они его закончили.
Классный час с
элементами тренинга
«Вот это характер!»
Цель:
- Знакомство с особенностями личности, формирование интереса
к самопознанию у обучающихся.
Задачи:
- Формировать знания об
одном из свойств личности – характере.
- Воспитывать конструктивное отношение к своим личностным особенностям
(умение адекватно оценивать свои достоинства и недостатки).
- Развивать способность к рефлексии и мотивацию
самосовершенствования.
Планируемый результат:
- Формирование у обучающихся представления о характере как
целостной системе качеств, осознания необходимости самопознания как одного из
условий успешного саморазвития.
Методическое
обеспечение:
1. Алгоритм классного часа
2. Текст сказки
И.Вачкова «Деревья-характеры» (Приложение 1)
3. Листы формата
А-4 и А-3 (по количеству обучающихся)
Краски, цветные
восковые мелки, карандаши простые и цветные.
Оформление:
Картинки разных деревьев на доске
Участники: обучающиеся 1 курса колледжа
Алгоритм классного часа
Создание целевого
пространства
1. Организационный момент -5 мин
2. Ход мероприятия – 40 мин
Организация поискового
пространства
1.
Упражнение
«Снежный ком» - 5мин. (время зависит от количества обучающихся)
2.
Активизация
мыслительной деятельности: экспресс – опросы – 5 мин.
3.
Чтение сказки
«Деревья-характеры» с обсуждением - 7мин.
4.
Рисование своего
дерева-характера – 10 мин
5.
«Телеграмма» - 10
мин
6.
Рефлексия в форме
незаконченных предложений: «Сегодня я узнал…, Мне было полезно…»– 8 мин
Организация
рефлексивного пространства
Рефлексия обучающихся в форме завершения начатой фразы:
«Сегодня я узнал…, и мне было полезно…»
Ход мероприятия
I.
Организационный момент.
Психолог:
Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего классного часа посвящена характеру.
Мы поговорим о том, что это такое, каким
он бывает и где проявляется. Некоторые люди на вопрос: «Какой у тебя характер?»
могут ответить всего одним словом: - «легкий, простой, мягкий или тяжелый», а
другие расскажут подробно, перечисляя многие свои качества.
1.
«Снежный ком» - (снятие напряжения, развитие
произвольного внимания, знакомство). Сейчас я предлагаю вам игру, где каждый
назовет свое имя и на первую букву своего имени одно качество характера,
например: «Сергей-строгий», второй
сначала назовет первого, а потом себя, третий первых двух, а потом себя и т.д.,
последнему придётся перечислить сначала всех, кто перед ним, а потом назвать
себя.
2.
Беседа «Что такое характер?» - Что же такое характер? Где он
проявляется? Как он проявляется в учебе? Какой ты по отношению к учёбе? Как характер проявляется в отношениях
с другими людьми? Как характер проявляется по отношению к вещам? Как характер
проявляется по отношению к самому себе? Итак, что такое характер? Это
система относительно устойчивых качеств, которые проявляются по отношению
человека к самому себе, другим людям, делу и вещам.
II. Основная часть занятия
1.
Чтение сказки И.Вачкова
«Деревья-характеры»
"В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся
среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни
удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их
внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У
каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них —
множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям,
Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого
Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою
характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто..."
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто..."
2.
Обсуждение сказки:
Психолог: Перечислите качества, которые отражают отношение
человека к самому себе, каким бывает человек (самолюбивый, самокритичный,
уверенный, скромный, эгоистичный, робкий, гордый), к другим людям
(вежливый, грубый, доброжелательный, высокомерный, общительный, замкнутый,
заботливый, справедливый, открытый, скрытный, честный, лживый), отношение к
делу (целеустремленный, упорный, инициативный, активный, ленивый,
безвольный, добросовестный, настойчивый, дисциплинированный, исполнительный), отношение
к вещам (щедрый, жадный, бережливый, неряшливый, аккуратный,
расточительный, скупой). Какие факторы влияют на
формирование характера?
3.
Рисование
Психолог: Сейчас
начнётся творческая часть нашего занятия, каждый возьмёт себе лист для
рисования нужного формата А-4 или А-3, краски с кисточками или карандаши, есть
у нас и восковые мелки. Нарисуйте своё дерево-характер так, как вам
подсказывает ваше воображение, можно рисовать так, как вам хочется, любое
дерево любого размера, а над каждой веточкой напишите свои качества характера.
4.
Телеграмма (получение
обратной связи и повышение самооценки) выполняется в кругу.
Психолог: Возьмите тетрадный лист и подпишите его своей
фамилией и именем и отдайте свой лист соседу справа. Напишите тому человеку,
чей лист у вас в руках, самое лучшее его качество характера, которое
проявляется по отношению к другим людям, делу и
вещам. Игра закончится, когда к каждому вернётся его лист. Прочитайте,
какие качества характера видят в вас ваши однокурсники и почувствуйте гордость
за себя. Поделитесь своими чувствами со всеми.
III.
Заключение
1. Пришло время заканчивать наш классный психологический
час, и я предлагаю каждому по кругу закончить фразу: « сегодня я узнал…, и мне
было полезно…».
2. Спасибо за внимание и до новых классных встреч.
« «Искусство
жить с непохожим» (о толерантности)
Методическая разработка
открытого внеклассного мероприятия
для обучающихся 1 курса колледжа
Озерск
2017
Тема: «Искусство жить
с непохожим» (о толерантности)
Методическая цель:
Разработка и апробация методики
проведения внеклассного мероприятия с элементами тренинга.
Цель:
- Вызвать интерес к теме
толерантности, желание развивать в себе способность принимать других такими,
какие они есть.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания о
толерантности и интолерантности
Воспитательная:
воспитывать уважительное отношение к себе и другим, тактичность и сдержанность
по отношению к чужим недостаткам.
Развивающая: Развивать
способность к рефлексии, мотивацию самосовершенствования.
Метод:
Алгоритм проведения классного
часа с элементами тренинга (организация целевого, поискового и рефлексивного
пространства).
Ожидаемый результат:
- Осознание необходимости проявления
толерантности, как одного из условий успешного межличностного общения.
Методическое обеспечение:
- Алгоритм классного часа
- Слайды, содержащие определения толерантности, качеств толерантного и интолерантного человека, проявления нетерпимости, правила толерантного общения.
- Текст притчи «Два волка»
- 2-3 листа ватмана формата А-1
- Краски, цветные восковые мелки, карандаши.
- Листы писчей бумаги по числу участников и зрителей
Оформление:
Аудиовизуальные средства для
прослушивания музыки и демонстрации
слайдов
Участники: обучающиеся 1 курса
Алгоритм классного часа
Создание целевого пространства
- Организационный момент -1мин
- Вступление -1мин.
- Просмотр слайдов – 10 мин
Организация поискового пространства
1.
Активизация мыслительной деятельности: экспресс –
опросы по ходу классного часа – 5 мин.
2.
Рассказывание притчи «Два волка» с обсуждением, о чем
она для каждого - 5мин
3.
Творческий конкурс – 10мин
4.
Выполнение упражнения «Самооценка+» с обсуждением - 10
мин
5.
Продолжение незаконченных предложений – 3 мин
6.
Обратная связь – 5 мин
Организация рефлексивного пространства
Рефлексия обучающихся в форме
завершения начатой фразы: «Сегодня мне было полезно…»
Ход мероприятия
Организационный момент
Вступление:
Сейчас очень часто по радио и
телевидению можно услышать о проявлениях нетерпимости по отношению к
представителям других рас и национальностей: убийства, террористические акты… Проявления
нетерпимости встречаются и у нас в школе и лагере, но только в более мягком выражении:
это осмеивание одними внешнего вида, особенностей речи, поведения других,
обзывательства, рукоприкладство или просто игнорирование.
Наш классный час посвящен
«Искусству жить с непохожим», это искусство называется термином
«Толерантность». Нам очень хочется, чтобы вам сегодня было интересно, и вы
захотели бы развивать в себе способность принимать непохожих на вас людей.
В конце 18 – начале 19 вв. во
Франции жил человек по имени Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел
Франции и прославился тем, что оставался министром при каждом новом короле. Он
отличался тем, что мог найти общий язык с любым человеком, был тактичен и
дружелюбен со всеми. Термин «толерантность» произошел от имени этого человека.
Впервые по инициативе ООН 1992 год был объявлен годом толерантности, была
принята Декларация принципов толерантности, а 16 ноября был объявлен
Международным днем толерантности.
Демонстрация слайдов с элементами эвристической беседы.
Обучающимся предлагается ответить
на вопросы во время демонстрации слайдов:
- что значит «научиться жить как
люди»;
- какими качествами обладает
толерантный человек,
- какие признаки свидетельствуют
о нетерпимости,
- что значит толерантное
поведение, и
- что означают слова «пусть для
тебя добром не станет то, что для другого является злом»
Рассказывание притчи «Два волка» с отсроченным предъявлением
концовки – слов старика и коротким обсуждением, что притча означает для
каждого.
Творческий конкурс –Рисование «Эмблема
толерантности» Обучающимся предлагается разделиться на подгруппы, каждая
подгруппа создает свою эмблему толерантности, затем представляет её. Итог
конкурса: вывод ведущего о различиях и сходстве во взглядах на одно явление.
Упражнение «Самооценка+» На листочке предлагается нарисовать 4
прямые линии под названием: дружелюбие, тактичность, терпимость, эмпатия.
Отметить начало линии «0», середину «5», конец «10», обозначающие проявления этих
качеств в человеке. На одном листочке каждый оценивает сначала себя сам, другой
точно такой же листочек, подписанный своим именем и фамилией, пускает по рядам.
Упражнение заканчивается, когда к каждому придет его листочек. Затем
предлагается сравнить свою самооценку с оценкой себя другими и рассказать о
возникших чувствах.
Упражнение «Незаконченные предложения» - 5 мин – предлагается
закончить следующие предложения с последующим зачитыванием анонимных ответов:
«Я не люблю, когда ребята из отряда или из
класса…»
« Было бы здорово, если бы ребята
в нашем отряде или классе…»
«Я переживаю, когда…»
Обратная связь: рефлексия в виде продолжения по кругу предложения «Сегодня
мне было полезно…
Приложение
Притча «Два волка»
Когда-то давно
старик открыл своему внуку жизненную истину: - в каждом человеке идет борьба,
очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть,
ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро:
мир, любовь, надежду, истину, порядочность, верность. Внук, тронутый до глубины
души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце
побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: - «Всегда побеждает тот волк, которого
ты кормишь».
О чем для каждого эта притча?
Библиография
- К.Фопель «Сплоченность и толерантность в группе» Москва, «Генезис», 2006.
- С.А. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры» Санкт-Петербург, «Речь», 2004.
- К. Фопель «Психологические группы» Москва, «Генезис», 1999.
- А.С. Прутченков «Трудное восхождение к себе» Москва, Российское педагогическое агентство, 1995.
- Прихожан А.М. «Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе» Москва, ТЦ «Сфера», 1997.
- Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок» - http://festival.1september.ru
- Выстраданный гуманизм – http://www.tolerance.ru
Конспект классного часа на тему "Психологическое здоровье"
Классный час с элементами тренинга
«Психологическое
здоровье»
Методическая цель:
Разработка
методики проведения классного часа с элементами тренинга.
Цель:
-
Вызвать интерес к здоровью, желание его сохранять и заниматься саморазвитием и
самосовершенствованием.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания о видах здоровья, дифференцировать
понятия «соматическое, физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное,
психическое и психологическое».
Воспитательная: Способствовать формированию саногенного
мышления, способности принимать себя и
других, такими, какие есть, воспитывать уважение к себе и другим.
Развивающая: Развивать способность к рефлексии, саморегуляции
психических состояний, мотивацию самосовершенствования.
Метод:
Алгоритм
проведения классного часа с элементами тренинга (организация целевого,
поискового и рефлексивного пространства).
Результат:
- Осознание
значимости психологического здоровья, как источника гармоничного развития и
функционирования личности;
- Осознание необходимости сохранения
психологического здоровья
Методическое обеспечение:
Алгоритм
классного часа, текст сказки О. Хухлаевой «О Звездочке», схемы «Древо
здоровья», «Психологические причины болезней», «Факторы, разрушающие
психологическое здоровье», слайды, содержащие определения видов здоровья,
признаков, уровней, характеристик и значимости психологического здоровья, 6
листов ватмана формата А-1, краски, цветные восковые мелки, листы писчей бумаги
по числу участников и зрителей.
Участники: обучающиеся, приглашенные преподаватели
Оформление:
Аудиовизуальные
средства для прослушивания музыки и просмотра
слайдов, схемы «Древо здоровья», «Психологические причины болезней», «Факторы,
разрушающие психологическое здоровье»
Алгоритм классного часа
Создание целевого пространства
1. Организационный момент -1мин
2. Вступление -1мин.
3. Работа со схемами – 5 мин
4. Просмотр слайдов – 10 мин
Организация поискового пространства
1.
Активизация
мыслительной деятельности: экспресс – опросы по ходу классного часа – 6 мин.
2.
Выполнение
упражнения «Солнышко» - 15 мин
3.
Чтение сказки «О
Звездочке» - 10мин
4.
Творческий
конкурс – 25-30мин
Организация
рефлексивного пространства
Рефлексия учащихся в виде завершения начатой фразы: «Сегодня мне было полезно…»,
изображения красками своего настроения.
План мероприятия
Вступление: 1 мин
Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по теме «Психологическое здоровье».
Скажите, что такое здоровье, какие ассоциации
возникают при слове «здоровье»
(экспресс-опрос 2 мин)
Здоровье – это состояние
полного физического, психического и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье
состоит из нескольких составляющих – видов здоровья, которые в своей
совокупности и определяют ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы
наглядно представить это, мы выбрали образ дерева и создали ДРЕВО ЗДОРОВЬЯ.
Ствол
– какая то составляющая здоровья, а ветви – средства, укрепляющие здоровье.
Соматическое
здоровье –
Физическое
здоровье -
Интеллектуальное
здоровье –
Духовно – нравственное -
Психическое
здоровье – составная часть медицинского подхода к феномену здоровья.
Психическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствует клинически
выраженные проявления психопатологии, которому не поставлен диагноз
психического заболевания.
Древо здоровья - схема
- Демонстрация слайдов с определениями
соматического, физического, интеллектуального, духовно-нравственного,
психического и психологического здоровья.
В
настоящее время широкое распространение получила теория психосоматических
заболеваний, суть которой в том, что у многих распространенных болезней
психологические причины.
Схема
«Психологические причины заболеваний»
Болезнь
|
Психологические причины
|
Болезни горла
|
– проглоченный гнев, раздражение, творческий кризис
(неспособность выразить себя),
нежелание изменяться, ощущение неполноценности
|
Болезни дыхания
|
– страх, сопротивление переменам,
непризнание своего права на существование
|
Бронхит
|
– Нервозная атмосфера в семье. Споры и крики.
|
Воспалительные процессы
|
– страх, ярость, гнев и разочарование.
|
Головные боли
|
– недооценка себя, самокритика, чувство неполноценности,
униженности; напряжение, зажимы
|
Желудочные заболевания (Гастрит, изжога,
язва)
|
– боязнь нового, подавление агрессивности, стремление
доказать всем свою нужность и незаменимость, конфликт между стремлением к
самостоятельности и потребностью в поддержке.
|
Рак
|
– чрезмерная самокритичность, застарелые обиды, угрызения
совести, разочарования
|
Болезни сердца
|
– дефицит радости, черствость, вера в необходимость
стресса и напряжения.
|
Угри (прыщи)
|
– несогласие с собой, отсутствие любви к себе.
|
Вы
знаете теперь, какие виды здоровья
существуют и как наше физическое здоровье зависит от психологического
состояния. Остановимся подробнее на характеристиках психологического
здоровья. Как вы думаете, что характеризует психологически здорового человека?
Многое
вы говорите правильно, а теперь посмотрим в слайдах, как психологическая наука
характеризует психологически здорового человека.
В слайдах представлены признаки, уровни и базовые
характеристики психологического здоровья:
- Слайд «Признаки психологического здоровья»,
- позитивное (хорошее) настроение, основу
которого могут составлять полное спокойствие, уверенность в своих силах,
вдохновение;
-
высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без
серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с
переживанием тревоги, страха, неудачи.
- умение управлять своими состояниями и
поведением.
- Слайд «Уровни психологического здоровья»,
1. Креативный – высший уровень психологического здоровья
бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для
преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к
действительности, наличием созидательной позиции.
2. Адаптивный – средний уровень проявляют люди, в целом
приспособленные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность,
притязательность, но не имеющие достаточного запаса прочности при столкновении
с жизненными трудностями.
3. Дезадаптивный – низкий уровень наблюдается у людей с
жестким (негибким) стилем поведения, со стремлением либо приспособиться к
внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и интересам, либо подчинить
окружение своим потребностям
Слайд «Базовые характеристики»
1. Адекватная самооценка и чувство уважения к себе
2. Способность адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни, совершенствоваться.
3. Способность сделать самостоятельный выбор, самостоятельно
принять решение, придерживаться жизненного плана.
4. Уверенность человека в том, что он сам управляет
собственной жизнью
5. Способность мужественно преодолевать трудности и
разочарования, не прибегая к алкоголизации, табакокурению, наркотизации и т.д.
6. Способность заботиться о других людях.
7. Способность доброжелательно и доверительно относиться
к другим людям.
8. Отсутствие зависти к успехам коллег, родственников, друзей и знакомых
9. Способность эффективно действовать и получать
удовольствие от сделанной работы.
Обратите внимание на одну из
самых важных характеристик психологического здоровья – адекватная самооценка и
самоуважение; самооценка – это оценка
человеком своих способностей и возможностей. К сожалению, не у всех людей она
адекватная, она может быть завышенная и заниженная. Неадекватная самооценка
очень мешает полноценно жить и чувствовать себя комфортно. Заниженную
самооценку можно повысить с помощью определенных приемов, перечислите их,
пожалуйста.
Обучающиеся перечисляют приемы повышения
самооценки: (4 мин)
1-
Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед
взгляните в зеркало, чтобы все проверить, все ли в порядке. В последний раз
проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том,
как вы выглядите.
2-
Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех. Помните, что
большинство окружающих вас людей даже не догадываются об их существовании.
3-
Помните, что люди не замечают вещей очевидных для вас. Вам кажется, что вы
ужасно краснеете, а для окружающих ваше лицо всего лишь приятно порозовело.
4-
Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно замечаете недостатки
других людей, значит, все время думаете, что ваши внешность и одежда – тоже
отличная мишень для критики. Уверенности это не прибавляет.
5-
Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в
этом. Пытаясь быть холодным и невозмутимым, вы отталкиваете от себя людей, а
это не способствует повышению самооценки.
6-
Найдите в своем окружении того, с кем можете разделить волнения и переживания,
сами предложите ему общение, и от этого вы только выиграете.
7-
Стеснительность может делать людей агрессивными, грубыми, высокомерными,
помните об этом, и никогда сами не пользуйтесь подобными способами самоутверждения.
8-
Не критикуйте себя в присутствии других людей, не вешайте на себя отрицательные
ярлыки. Человек, не уважающий себя, не может вызвать уважение со стороны других
людей. Учитесь в себе и других видеть хорошее.
Сейчас для формирования умения отмечать в себе и других хорошее,
выполним упражнение «Солнышко» (15мин).
Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре листка достаточно крупное солнце с 30
лучами. Подпишите в центре солнца фамилию и имя, напишите на одном из лучей
ваше лучшее качество и отдайте соседу справа, каждый, кто получит этот и другие
листки ни одном из лучей напишет то, что в вас ему нравится, что его в вас
восхищает. Игра закончится, когда к каждому вернется его листок. Все лучи у
солнца должны быть подписаны, и старайтесь избегать повторяющихся
характеристик.
Зрителям открытого мероприятия также
предлагается выполнить это упражнение в своем кругу
Сохраните
каждый свое солнце, и каждое утро встречайте с взгляда на свое солнце.
А как вы думаете, что может разрушать психологическое здоровье
человека? Посмотрите на схему. Схема «Факторы, разрушающие психологическое здоровье»
1. Духовно-нравственная
атмосфера в обществе:
·
Духовно-нравственная
деградация общества (замена духовных приоритетов материальными):
·
Тотальная криминализация
(рост преступности, блатная речь, правила и традиции, существующих на зонах,
готовность жить не по законам, а по «понятиям»). Все это значительно повышает
риск противоправного поведения подростков.
·
Расслоение
общества по имущественному признаку (1% богатых – нефтяных и газовых королей,
местных «царьков», бандитов и криминальных авторитетов- на одном полюсе и
миллионы ведущих нищенское существование, хотя всю жизнь работали не покладая
рук, на другом полюсе)
·
Снижение общего
культурного уровня российского общества ( современная молодежь сейчас
потребляет в основном «культурные
суррогаты», повседневная речь многих людей густо замешана на матерных
выражениях) – слайд или таблица.
2.
Зависимости подростков
Зависимость – это
самопорабощение человека своими влечениями: психологическое ограничение
свободы выбора при удовлетворении определенных потребностей. Если одни
потребности (в пище, воде, солнечном свете, безопасности и т.д.) важны и даже
необходимы для выживания, то другие носят дезадаптирующий характер, подчиняют
волю человека, приводя к пагубным последствиям. Опасные для жизни и здоровья
зависимости делятся на две основные группы – химические (употребление ПАВ) и социально-психологические.
Если о первой группе зависимостей в последние годы
говорится и пишется много, то о второй группе мы знаем мало.
Формирование социально-психологической
зависимости обычно проходит те же стадии, что и наркозависимости: сначала
интерес, потом предпочтение при выборе,
затем при многократном повторении с позитивным подкреплением появляется
привычка. Таким подкреплением служит получение удовольствия, что иллюстрирует
поговорка: «Нам доставляет удовольствие то, что входит в привычку». Далее
привычка закрепляется, пропитывает структуру личности, обретая черты страсти, зависимости,
которую от наркозависимости отличает отсутствие физической составляющей.
·
Зависимость от тоталитарных сект
Трудно сказать, что хуже: попасть под власть
наркотиков или секты. В обоих случаях человек теряет все: друзей, семью,
работу, деньги, имущество. Но самое страшное – он теряет себя. Постепенно
происходит деградация личности, от которой остается только выхолощенная
оболочка, подобие человека. Здесь человеком управляет неодолимая тяга к
получению удовольствия от выполнения своих обязанностей в секте и похвалы
лидера.
·
Влечение к азартным играм
Печальная судьба ожидает тех, кто заболел острыми
ощущениями за карточным столом или в зале игровых автоматов. Психология и
судьбы игроков достоверно описаны в произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского
и других писателей.
·
Воздействие СМИ
Из всей информации, которой обеспечивает население
СМИ, высокий % составляют негативные сведения, факты, примеры. Это повышает у
людей уровень тревожности, стресса, порождает уныние, депрессию. Засилье
рекламы, многие образцы которой отличаются агрессивным, зомбирующим
воздействием, активно влияет на процессы формирования поведения подростков и
молодежи. Огромный объем ненужной большинству людей информации, поступающей в
сознание и подсознание по каналам СМИ, перегружает память, отвлекает внимание
от важных дел, вызывает утомляемость, повышенную нервозность, раздражительность
и т.д.
· Чрезмерное увлечение компьютерными играми и Интернетом
(интернетоман)
Практически все компьютерные игры построены на борьбе,
погоняз, убийствах, насилии. Стимулируемая при этом психическая активность не
находит разрядки в необходимой физической нагрузке – волны гормональных
всплесков и мышечного напряжения не сопровождаются, как это должно быть по
законам природы, сгоранием энергии при работе мышц, что приводит к
перевозбуждению, утомлению и закладывает фундамент будущих ССЗ. Компьютерные
игры корежат психику подростков, стирают в их сознании грань между экранной
жизнью и реальностью, а это в свою очередь , приводит к дезадаптации и целому
букету нежелательных психологических последствий.
Симптомы Интернет-зависимости:
-
тяга к Интернету при плохом настроении (аналогична тяге к алкоголю);
-
чувство подавленности при ограничении времени, проводимом в Интернете;
-
появление сложностей в работе (учебе) или отношениях с людьми вне Сети в
результате увлечения Интернетом;
-
постоянные мысли о том, что сейчас происходит в Интернете;
-
желание скрывать от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводится
в Интернете.
·
Увлечение мобильными телефонами
Мобильная зависимость, как и зависимость от Интернета,
- это боязнь живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает у
человека положительные эмоции. Люди боятся звонить друг другу, говорить друг с
другом, боятся встречаться – они просто не умеют!
У психологов появились термины – «мобильная
зависимость», «SMS-мания»…
Мобильный телефон влияет на наши эмоции. Уже
доказано научно то, что многим из нас
знакомо по жизни: если хозяин на время лишается своего любимца, то испытывает
сильнейшее беспокойство, нервозность и даже панику. Другие исследователи
отмечали еще скачки артериального давления и неприятные ощущения в желудке.
Мобильные телефоны вызывают у некоторых людей
«настоящую маниакальную зависимость», что наносит вред здоровью.
А теперь рассчитайтесь на 1,2.3,4,5,6 и разделитесь на команды для выполнения творческого задания. Нарисуйте плакаты на тему «Психологическое
здоровье», ориентируясь на представленные в слайдах базовые характеристики и
уровни психологического здоровья. Постарайтесь в плакатах выразить свое
отношение к психологическому здоровью.
Пока
команды работают, зрителям открытого мероприятия предлагается поиграть в игру «Общий рисунок»: каждый задумывает свой
образ, который он хотел бы нарисовать. Первый на чистом листе рисует только
часть задуманного образа. По команде «стоп» передает рисунок следующему, тот
подрисовывает к начатому рисунку часть своего задуманного образа и так, пока
рисунок не дойдет до последнего. Посмотрите, что получилось!
-
Команды представляют свои творческие работы, объясняя их содержание. 6 мин
Послушайте сказку О. Хухлаевой «О Звездочке» (см. в Приложении) (10 мин)
2 обучающихся читают сказку. Коротко обсуждаем по кругу, о чем для каждого эта
сказка.
Да,
вы все абсолютно правы, важной составляющей психологического здоровья является
способность меняться и развиваться, стремиться к самосовершенствованию, именно
об этом эта сказка.
Итог – А сейчас, заканчивая наш классный час, предлагаю каждому из
присутствующих, включая зрителей, закончить
предложение «Сегодня для меня было полезно…», и, пройдя к чистому плакату,
нарисовать на нем лепесток того цвета, который характеризует его эмоциональное
состояние.
Посмотрите
на цветок нашего настроения! Как вы помните, позитивное настроение – один из
признаков нашего психологического здоровья. Чем меньше негативного в восприятии
жизненных явлений, тем мы здоровее психологически, а психологическое здоровье
обуславливает наше жизненные достижения. (последний
слайд)
Всем спасибо за участие!
Комментариев нет:
Отправить комментарий