Коллегам


 "Социальная психология"конспекты лекций 

"Мой профессиональный мир" 
Профориентационное занятие с элементами тренинга
Автор-составитель Мадяжнова А.Е.
Цель: формирование готовности обучающихся 7-8 классов общеобразовательных организаций к осознанному выбору профессии.
Задачи:
- расширять представления о мире профессий;
- познакомить обучающихся образовательных организаций Озерского городского округа с профессиями Озерского технического колледжа;
- содействовать в формировании внутренней (индивидуальной или социально значимой) мотивации выбора профессии.
1.     Приветствие, знакомство - представление по имени с движением
2.    Упражнение «Броуновское движение» с целью снятия напряжения и разделения на 2 группы. Все хаотично двигаются по аудитории и по сигналу ведущего объединяются в подгруппы по 3-5-7 человек и в последнюю очередь  остаются две большие группы (ведущий называет число, которое разделяет участников на 2 команды)
3.     Выбор членов жюри   и далее Шутливая разминка «Он-она»  Командам по очереди надо согласиться или нет с утверждениями:
1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).
2. Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).
3. Она – конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).
4. Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр)
5. Она – швея, он – швец. (Да, это устаревшее, сейчас – портной).
6. Она – медсестра, он – медбрат. (Да).
7. Он – профессор, она – профессорша. (Нет, она тоже профессор).
8. Он – кузнец, она – кузница. (Нет, тоже кузнец).
9. Он – певец, она – певица. (Да)
10. Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким воротом).
11. Он – истопник, она – истопница. (Нет, истопница).
12. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).
13. Он – моряк, она – морячка. (Да).
14. Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).
15. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).
16. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет).
17. Он – каменщик, она – каменка. (Нет, каменщик).
18. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).
19. Он – мельник, она – мельница. (Нет, мельник).
20. Он – музыковед, она – музыковедка. (Нет, музыковед).
4.    Азбука  профессий. Актуализация знаний о профессиях. Команды по очереди на каждую букву алфавита называют профессии            
А – артист, археолог, агроном, архитектор, аппаратчик, адвокат, автомеханик;
Б – библиотекарь, брокер, бухгалтер, биолог, бармен, бортинженер, бактериолог;
В – водитель, военный, воспитатель, ветеринар, врач, ведущий, визажист;
Г – геодезист, геолог, гидролог, генетик, географ, гравер, гид;
Д – дизайнер, декоратор, дефектолог, дегустатор, диспетчер, дрессировщик, дефектоскопист, делопроизводитель, доярка, дипломат;
Е – егерь, естествоиспытатель;
Ж – журналист, железнодорожник, жестянщик, животновод;
З – звукорежиссер, завхоз, закройщик, зоолог, зоотехник, знахарь;
И – инспектор, инженер, инкассатор, имиджмейкер, инструктор, историк, иллюзионист, искусствовед;
К – кинолог, кровельщик, клипмейкер, кондитер, клоун,  кулинар,  косметолог, коуч, криминалист, каменщик;
Л – лингвист, логист, летчик, лаборант, логопед;
М – маляр, метеоролог, метролог, менеджер, модератор, методист, модистка, музыкант,  медсестра, мерчендайзер, маркетолог, механик, металлург, машинист, монтажник;
Н – нефтяник, нанотехнолог, настройщик, нотариус, наладчик, носильщик, невролог;
О – охранник, оценщик, облицовщик, официант, орнитолог, оператор, офицер, овощевод;
П – почтальон, программист, портной, переводчик, продавец, печник, плиточник, пекарь, полицейский, певец, парикмахер;
Р – риэлтор, редактор, режиссер, рулевой, регистратор, рекрутер;
С – столяр, стилист, социолог, сварщик, стоматолог, строитель, сталевар, селекционер;
Т – технолог, тракторист, топограф, токарь, тьютор, трубочист, тореадор;
У – ученый, учитель, униформист (работник, обслуж. цирковую арену);
Ф – флорист, филолог, фармацевт, фермер, фрезеровщикфотограф;
Х – химик, художник, хореограф, хормейстер, хирург;
Ц – цитолог, цирюльник, циркач, цензор, цветовод;
Ч – чабан, часовщик;
Ш – шахтер, швея, штукатур, шофёр, швейцар, штурман;
Э – энергетик, электрик, экскурсовод, экономист, эксперт, этнограф, эколог;
Ю – юрисконсульт, юрист, юморист, ювелир;
Я – ядерщик, ямщик.
5.    Анаграммы профессий  - команды получают  СПИСКИ профессий, которым обучают в колледже и на скорость расшифровывают их :  
ротакь
карпирхема
серьлас
килтерэкт
наторбал
ночкинтас
 ростля
талисветопь
равксищ
тиренкод
даснимис
кинхемаатов
6.    Ассоциации  - команда жестами и движениями показывает профессии, другая команда её отгадывает, жюри оценивает точность и выразительность демонстрации
7.    Рефлексия – участники отвечают на вопрос, что было для них полезного в занятии и с какими ощущениями они его закончили.

Классный час с элементами  тренинга
«Вот это характер!»
Цель:
- Знакомство с особенностями личности, формирование интереса к самопознанию у обучающихся.
Задачи:
- Формировать  знания об одном из свойств личности – характере.
- Воспитывать конструктивное отношение к своим личностным особенностям (умение адекватно оценивать свои достоинства и недостатки).
- Развивать способность к рефлексии и мотивацию самосовершенствования.
Планируемый результат:
- Формирование у обучающихся представления о характере как целостной системе качеств, осознания необходимости самопознания как одного из условий успешного саморазвития.
Методическое обеспечение:
1.     Алгоритм классного часа
2.      Текст сказки И.Вачкова «Деревья-характеры» (Приложение 1)
3.      Листы  формата  А-4 и А-3 (по количеству обучающихся)
 Краски, цветные восковые мелки, карандаши простые и цветные.
Оформление:
Картинки разных деревьев на доске
Участники: обучающиеся 1 курса колледжа
Алгоритм классного часа
Создание целевого пространства
1.     Организационный момент -5 мин
2.     Ход мероприятия – 40 мин
Организация поискового пространства
1.         Упражнение «Снежный ком» - 5мин. (время зависит от количества обучающихся)
2.         Активизация мыслительной деятельности: экспресс – опросы – 5 мин.
3.         Чтение сказки «Деревья-характеры» с обсуждением - 7мин.
4.         Рисование своего дерева-характера – 10 мин
5.         «Телеграмма» - 10 мин
6.         Рефлексия в форме незаконченных предложений: «Сегодня я узнал…, Мне было полезно…»– 8 мин
Организация рефлексивного пространства
Рефлексия обучающихся в форме завершения начатой фразы: «Сегодня я узнал…, и мне было полезно…»
Ход мероприятия
I.       Организационный момент.
Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня тема нашего классного часа посвящена характеру. Мы поговорим о том, что это такое,  каким он бывает и где проявляется. Некоторые люди на вопрос: «Какой у тебя характер?» могут ответить всего одним словом: - «легкий, простой, мягкий или тяжелый», а другие расскажут подробно, перечисляя многие свои качества.
1.     «Снежный ком» - (снятие напряжения, развитие произвольного внимания, знакомство). Сейчас я предлагаю вам игру, где каждый назовет свое имя и на первую букву своего имени одно качество характера, например: «Сергей-строгий»,  второй сначала назовет первого, а потом себя, третий первых двух, а потом себя и т.д., последнему придётся перечислить сначала всех, кто перед ним, а потом назвать себя.
2.     Беседа «Что такое характер?» - Что же такое характер? Где он проявляется? Как он проявляется в учебе? Какой ты по отношению к  учёбе? Как характер проявляется в отношениях с другими людьми? Как характер проявляется по отношению к вещам? Как характер проявляется по отношению к самому себе? Итак, что такое характер? Это система относительно устойчивых качеств, которые проявляются по отношению человека к самому себе, другим людям, делу и вещам.
II.     Основная часть занятия
1.     Чтение сказки И.Вачкова «Деревья-характеры»
"В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.
На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви — ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто..."
2.     Обсуждение сказки:
Психолог: Перечислите качества, которые отражают отношение человека к самому себе, каким бывает человек (самолюбивый, самокритичный, уверенный, скромный, эгоистичный, робкий, гордый), к другим людям (вежливый, грубый, доброжелательный, высокомерный, общительный, замкнутый, заботливый, справедливый, открытый, скрытный, честный, лживый), отношение к делу (целеустремленный, упорный, инициативный, активный, ленивый, безвольный, добросовестный, настойчивый, дисциплинированный, исполнительный), отношение к вещам (щедрый, жадный, бережливый, неряшливый, аккуратный, расточительный, скупой).  Какие факторы влияют на  формирование характера?
3.     Рисование
Психолог: Сейчас начнётся творческая часть нашего занятия, каждый возьмёт себе лист для рисования нужного формата А-4 или А-3, краски с кисточками или карандаши, есть у нас и восковые мелки. Нарисуйте своё дерево-характер так, как вам подсказывает ваше воображение, можно рисовать так, как вам хочется, любое дерево любого размера, а над каждой веточкой напишите свои качества характера.
4.     Телеграмма (получение обратной связи и повышение самооценки) выполняется в кругу.
Психолог: Возьмите тетрадный лист и подпишите его своей фамилией и именем и отдайте свой лист соседу справа. Напишите тому человеку, чей лист у вас в руках, самое лучшее его качество характера, которое проявляется по отношению к другим людям, делу и  вещам. Игра закончится, когда к каждому вернётся его лист. Прочитайте, какие качества характера видят в вас ваши однокурсники и почувствуйте гордость за себя. Поделитесь своими чувствами со всеми.

III.   Заключение
1.     Пришло время заканчивать наш классный психологический час, и я предлагаю каждому по кругу закончить фразу: « сегодня я узнал…, и мне было полезно…».
2.     Спасибо за внимание и до новых классных встреч.


« «Искусство жить с непохожим» (о толерантности)
Методическая разработка
открытого внеклассного мероприятия
для обучающихся 1 курса колледжа
Озерск
2017
Тема: «Искусство жить с непохожим» (о толерантности)
Методическая цель:
Разработка и апробация методики проведения внеклассного мероприятия с элементами тренинга.
Цель:
- Вызвать интерес к теме толерантности, желание развивать в себе способность принимать других такими, какие они есть.
Задачи:
 Образовательная: Сформировать знания о толерантности и интолерантности
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к себе и другим, тактичность и сдержанность по отношению к чужим недостаткам.
Развивающая: Развивать способность к рефлексии, мотивацию самосовершенствования.
Метод:
Алгоритм проведения классного часа с элементами тренинга (организация целевого, поискового и рефлексивного пространства).
Ожидаемый результат:
- Осознание необходимости проявления толерантности, как одного из условий успешного межличностного общения.
Методическое обеспечение:
  1. Алгоритм классного часа
  2.  Слайды, содержащие определения толерантности, качеств толерантного и интолерантного человека, проявления нетерпимости, правила толерантного общения.
  3.  Текст притчи «Два волка»
  4.  2-3 листа ватмана формата  А-1
  5.  Краски, цветные восковые мелки, карандаши.
  6.  Листы писчей бумаги по числу участников и зрителей
Оформление:
Аудиовизуальные средства для прослушивания музыки  и демонстрации слайдов
Участники: обучающиеся  1 курса
Алгоритм классного часа
Создание целевого пространства
  1. Организационный момент -1мин
  2. Вступление -1мин.
  3. Просмотр слайдов – 10 мин
Организация поискового пространства
1.         Активизация мыслительной деятельности: экспресс – опросы по ходу классного часа – 5 мин.
2.         Рассказывание притчи «Два волка» с обсуждением, о чем она для каждого - 5мин
3.         Творческий конкурс – 10мин
4.         Выполнение упражнения «Самооценка+» с обсуждением - 10 мин
5.         Продолжение незаконченных предложений – 3 мин
6.         Обратная связь – 5 мин

Организация рефлексивного пространства

Рефлексия обучающихся в форме завершения начатой фразы: «Сегодня мне было полезно…»
Ход  мероприятия
Организационный момент
Вступление:
Сейчас очень часто по радио и телевидению можно услышать о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям других рас и национальностей: убийства, террористические акты… Проявления нетерпимости встречаются и у нас в школе и лагере, но только в более мягком выражении: это осмеивание одними внешнего вида, особенностей речи, поведения других, обзывательства, рукоприкладство или просто игнорирование.
Наш классный час посвящен «Искусству жить с непохожим», это искусство называется термином «Толерантность». Нам очень хочется, чтобы вам сегодня было интересно, и вы захотели бы развивать в себе способность принимать непохожих на вас людей.
В конце 18 – начале 19 вв. во Франции жил человек по имени Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел Франции и прославился тем, что оставался министром при каждом новом короле. Он отличался тем, что мог найти общий язык с любым человеком, был тактичен и дружелюбен со всеми. Термин «толерантность» произошел от имени этого человека. Впервые по инициативе ООН 1992 год был объявлен годом толерантности, была принята Декларация принципов толерантности, а 16 ноября был объявлен Международным днем толерантности.
Демонстрация слайдов с элементами эвристической беседы.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы во время демонстрации слайдов:
- что значит «научиться жить как люди»;
- какими качествами обладает толерантный человек,
- какие признаки свидетельствуют о нетерпимости,
- что значит толерантное поведение, и
- что означают слова «пусть для тебя добром не станет то, что для другого является злом»
Рассказывание притчи «Два волка» с отсроченным предъявлением концовки – слов старика и коротким обсуждением, что притча означает для каждого.
Творческий конкурс –Рисование «Эмблема толерантности» Обучающимся предлагается разделиться на подгруппы, каждая подгруппа создает свою эмблему толерантности, затем представляет её. Итог конкурса: вывод ведущего о различиях и сходстве во взглядах на одно явление.
Упражнение «Самооценка+» На листочке предлагается нарисовать 4 прямые линии под названием: дружелюбие, тактичность, терпимость, эмпатия. Отметить начало линии «0», середину «5», конец «10», обозначающие проявления этих качеств в человеке. На одном листочке каждый оценивает сначала себя сам, другой точно такой же листочек, подписанный своим именем и фамилией, пускает по рядам. Упражнение заканчивается, когда к каждому придет его листочек. Затем предлагается сравнить свою самооценку с оценкой себя другими и рассказать о возникших чувствах.
Упражнение «Незаконченные предложения» - 5 мин – предлагается закончить следующие предложения с последующим зачитыванием анонимных ответов:
 «Я не люблю, когда ребята из отряда или из класса…»
« Было бы здорово, если бы ребята в нашем отряде или классе…»
«Я переживаю, когда…»
Обратная связь: рефлексия в виде продолжения по кругу предложения «Сегодня мне было полезно…
Приложение
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину: - в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, порядочность, верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: - «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
О чем для каждого эта притча?
Библиография
  1. К.Фопель «Сплоченность и толерантность в группе» Москва, «Генезис», 2006.
  2. С.А. Черняева «Психотерапевтические сказки и игры» Санкт-Петербург, «Речь», 2004.
  3. К. Фопель «Психологические группы» Москва, «Генезис», 1999.
  4. А.С. Прутченков «Трудное восхождение к себе» Москва, Российское педагогическое агентство, 1995.
  5. Прихожан А.М. «Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе» Москва, ТЦ «Сфера», 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей – «Открытый урок» - http://festival.1september.ru
  7. Выстраданный гуманизм – http://www.tolerance.ru
  Конспект классного часа на тему "Психологическое здоровье" 
Классный час с элементами тренинга
 «Психологическое здоровье»
Методическая цель:
Разработка методики проведения классного часа с элементами тренинга.
Цель:
- Вызвать интерес к здоровью, желание его сохранять и заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.
Задачи:
 Образовательная: Сформировать знания о видах здоровья, дифференцировать понятия «соматическое, физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и психологическое».
Воспитательная: Способствовать формированию саногенного мышления,  способности принимать себя и других, такими, какие есть, воспитывать уважение к себе и другим.
Развивающая: Развивать способность к рефлексии, саморегуляции психических состояний, мотивацию самосовершенствования.
Метод:
Алгоритм проведения классного часа с элементами тренинга (организация целевого, поискового и рефлексивного пространства).
Результат:
- Осознание значимости психологического здоровья, как источника гармоничного развития и функционирования личности;
- Осознание необходимости сохранения психологического здоровья
Методическое обеспечение:
Алгоритм классного часа, текст сказки О. Хухлаевой «О Звездочке», схемы «Древо здоровья», «Психологические причины болезней», «Факторы, разрушающие психологическое здоровье», слайды, содержащие определения видов здоровья, признаков, уровней, характеристик и значимости психологического здоровья, 6 листов ватмана формата А-1, краски, цветные восковые мелки, листы писчей бумаги по числу участников и зрителей.
Участники: обучающиеся, приглашенные преподаватели
Оформление:
Аудиовизуальные средства для прослушивания музыки  и просмотра слайдов, схемы «Древо здоровья», «Психологические причины болезней», «Факторы, разрушающие психологическое здоровье»
Алгоритм классного часа
Создание целевого пространства
1.     Организационный момент -1мин
2.     Вступление -1мин.
3.     Работа со схемами – 5 мин
4.     Просмотр слайдов – 10 мин
Организация поискового пространства
1.         Активизация мыслительной деятельности: экспресс – опросы по ходу классного часа – 6 мин.
2.         Выполнение упражнения «Солнышко» - 15 мин
3.         Чтение сказки «О Звездочке» - 10мин
4.         Творческий конкурс – 25-30мин
Организация рефлексивного пространства
Рефлексия учащихся в виде завершения начатой фразы: «Сегодня мне было полезно…», изображения красками своего настроения.
План мероприятия
Вступление: 1 мин
 Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по теме «Психологическое здоровье».  
 Скажите, что такое здоровье, какие ассоциации возникают при слове «здоровье»
(экспресс-опрос 2 мин)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье состоит из нескольких составляющих – видов здоровья, которые в своей совокупности и определяют ЗДОРОВЬЕ. 
Чтобы наглядно представить это, мы выбрали образ дерева и создали ДРЕВО ЗДОРОВЬЯ.
Ствол – какая то составляющая здоровья, а ветви – средства, укрепляющие здоровье.
         Соматическое здоровье –
         Физическое здоровье -
         Интеллектуальное здоровье
          Духовно – нравственное -
         Психическое здоровье – составная часть медицинского подхода к феномену здоровья. Психическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствует клинически выраженные проявления психопатологии, которому не поставлен диагноз психического заболевания.
Древо здоровья - схема
- Демонстрация слайдов с определениями соматического, физического, интеллектуального, духовно-нравственного, психического и психологического здоровья.
В настоящее время широкое распространение получила теория психосоматических заболеваний, суть которой в том, что у многих распространенных болезней психологические причины. 
Схема «Психологические причины заболеваний»

Болезнь
Психологические причины
Болезни горла
– проглоченный гнев, раздражение, творческий кризис (неспособность выразить себя),  нежелание изменяться, ощущение неполноценности
Болезни дыхания
– страх, сопротивление переменам, непризнание своего права на существование
Бронхит
– Нервозная атмосфера в семье. Споры и крики.
Воспалительные процессы
– страх, ярость, гнев и разочарование.
Головные боли
– недооценка себя, самокритика, чувство неполноценности, униженности; напряжение, зажимы
Желудочные заболевания (Гастрит, изжога, язва)
– боязнь нового, подавление агрессивности, стремление доказать всем свою нужность и незаменимость, конфликт между стремлением к самостоятельности и потребностью в поддержке.
Рак
– чрезмерная самокритичность, застарелые обиды, угрызения совести, разочарования
Болезни сердца
– дефицит радости, черствость, вера в необходимость стресса и напряжения.
Угри (прыщи)
– несогласие с собой, отсутствие любви к себе.

 Вы знаете теперь, какие виды здоровья существуют и как наше физическое здоровье зависит от психологического состояния. Остановимся подробнее на характеристиках психологического здоровья.  Как вы думаете, что характеризует психологически здорового человека?
Многое вы говорите правильно, а теперь посмотрим в слайдах, как психологическая наука характеризует психологически здорового человека.
В  слайдах  представлены признаки, уровни и базовые характеристики психологического здоровья:
- Слайд «Признаки психологического здоровья»,
-  позитивное (хорошее) настроение, основу которого могут составлять полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение;
- высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи.
-  умение управлять своими состояниями и поведением.
- Слайд  «Уровни психологического здоровья»,
1.     Креативный – высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции.
2.   Адаптивный – средний уровень проявляют люди, в целом приспособленные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, но не имеющие достаточного запаса прочности при столкновении с жизненными трудностями.
3. Дезадаптивный – низкий уровень наблюдается у людей с жестким (негибким) стилем поведения, со стремлением либо приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и интересам, либо подчинить окружение своим потребностям
Слайд «Базовые характеристики»
1.     Адекватная самооценка и чувство уважения к себе
2.     Способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, совершенствоваться.
3.     Способность сделать самостоятельный выбор, самостоятельно принять решение, придерживаться жизненного плана.
4.     Уверенность человека в том, что он сам управляет собственной жизнью
5.     Способность мужественно преодолевать трудности и разочарования, не прибегая к алкоголизации, табакокурению, наркотизации и т.д.
6.     Способность заботиться о других людях.
7.     Способность доброжелательно и доверительно относиться к другим людям.
8.     Отсутствие зависти к успехам  коллег, родственников, друзей и знакомых
9.     Способность эффективно действовать и получать удовольствие от сделанной работы.
Обратите внимание на одну из самых важных характеристик психологического здоровья – адекватная самооценка и самоуважение;  самооценка – это оценка человеком своих способностей и возможностей. К сожалению, не у всех людей она адекватная, она может быть завышенная и заниженная. Неадекватная самооценка очень мешает полноценно жить и чувствовать себя комфортно. Заниженную самооценку можно повысить с помощью определенных приемов, перечислите их, пожалуйста.
Обучающиеся перечисляют приемы повышения самооценки: (4 мин)
1- Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы все проверить, все ли в порядке. В последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.
2- Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех. Помните, что большинство окружающих вас людей даже не догадываются об их существовании.
3- Помните, что люди не замечают вещей очевидных для вас. Вам кажется, что вы ужасно краснеете, а для окружающих ваше лицо всего лишь приятно порозовело.
4- Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно замечаете недостатки других людей, значит, все время думаете, что ваши внешность и одежда – тоже отличная мишень для критики. Уверенности это не прибавляет.
5- Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и невозмутимым, вы отталкиваете от себя людей, а это не способствует повышению самооценки.
6- Найдите в своем окружении того, с кем можете разделить волнения и переживания, сами предложите ему общение, и от этого вы только выиграете.
7- Стеснительность может делать людей агрессивными, грубыми, высокомерными, помните об этом, и никогда сами не пользуйтесь подобными способами самоутверждения.
8- Не критикуйте себя в присутствии других людей, не вешайте на себя отрицательные ярлыки. Человек, не уважающий себя, не может вызвать уважение со стороны других людей. Учитесь в себе и других видеть хорошее.
Сейчас для формирования умения отмечать в себе и других хорошее, выполним упражнение «Солнышко» (15мин). Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре листка достаточно крупное солнце с 30 лучами. Подпишите в центре солнца фамилию и имя, напишите на одном из лучей ваше лучшее качество и отдайте соседу справа, каждый, кто получит этот и другие листки ни одном из лучей напишет то, что в вас ему нравится, что его в вас восхищает. Игра закончится, когда к каждому вернется его листок. Все лучи у солнца должны быть подписаны, и старайтесь избегать повторяющихся характеристик. 
Зрителям открытого мероприятия также предлагается выполнить это упражнение в своем кругу
Сохраните каждый свое солнце, и каждое утро встречайте с взгляда на свое солнце.
А как вы думаете, что может разрушать психологическое здоровье человека? Посмотрите  на схему. 
 Схема «Факторы, разрушающие психологическое здоровье»
1.     Духовно-нравственная атмосфера в обществе:
·        Духовно-нравственная деградация общества (замена духовных приоритетов материальными):
·        Тотальная криминализация (рост преступности, блатная речь, правила и традиции, существующих на зонах, готовность жить не по законам, а по «понятиям»). Все это значительно повышает риск противоправного поведения подростков.
·        Расслоение общества по имущественному признаку (1% богатых – нефтяных и газовых королей, местных «царьков», бандитов и криминальных авторитетов- на одном полюсе и миллионы ведущих нищенское существование, хотя всю жизнь работали не покладая рук, на другом полюсе)
·        Снижение общего культурного уровня российского общества ( современная молодежь сейчас потребляет в основном  «культурные суррогаты», повседневная речь многих людей густо замешана на матерных выражениях) – слайд или таблица.
2.     Зависимости подростков 
Зависимость – это  самопорабощение человека своими влечениями: психологическое ограничение свободы выбора при удовлетворении определенных потребностей. Если одни потребности (в пище, воде, солнечном свете, безопасности и т.д.) важны и даже необходимы для выживания, то другие носят дезадаптирующий характер, подчиняют волю человека, приводя к пагубным последствиям. Опасные для жизни и здоровья зависимости делятся на две основные группы – химические (употребление ПАВ) и социально-психологические.
Если о первой группе зависимостей в последние годы говорится и пишется много, то о второй группе мы знаем мало.
         Формирование социально-психологической зависимости обычно проходит те же стадии, что и наркозависимости: сначала интерес, потом предпочтение при  выборе, затем при многократном повторении с позитивным подкреплением появляется привычка. Таким подкреплением служит получение удовольствия, что иллюстрирует поговорка: «Нам доставляет удовольствие то, что входит в привычку». Далее привычка закрепляется, пропитывает структуру личности, обретая черты страсти, зависимости, которую от наркозависимости отличает отсутствие физической составляющей.
·        Зависимость от тоталитарных сект
Трудно сказать, что хуже: попасть под власть наркотиков или секты. В обоих случаях человек теряет все: друзей, семью, работу, деньги, имущество. Но самое страшное – он теряет себя. Постепенно происходит деградация личности, от которой остается только выхолощенная оболочка, подобие человека. Здесь человеком управляет неодолимая тяга к получению удовольствия от выполнения своих обязанностей в секте и похвалы лидера.
·        Влечение к азартным играм
Печальная судьба ожидает тех, кто заболел острыми ощущениями за карточным столом или в зале игровых автоматов. Психология и судьбы игроков достоверно описаны в произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского и других писателей.
·        Воздействие СМИ
Из всей информации, которой обеспечивает население СМИ, высокий % составляют негативные сведения, факты, примеры. Это повышает у людей уровень тревожности, стресса, порождает уныние, депрессию. Засилье рекламы, многие образцы которой отличаются агрессивным, зомбирующим воздействием, активно влияет на процессы формирования поведения подростков и молодежи. Огромный объем ненужной большинству людей информации, поступающей в сознание и подсознание по каналам СМИ, перегружает память, отвлекает внимание от важных дел, вызывает утомляемость, повышенную нервозность, раздражительность и т.д.
· Чрезмерное увлечение компьютерными играми и Интернетом (интернетоман)
Практически все компьютерные игры построены на борьбе, погоняз, убийствах, насилии. Стимулируемая при этом психическая активность не находит разрядки в необходимой физической нагрузке – волны гормональных всплесков и мышечного напряжения не сопровождаются, как это должно быть по законам природы, сгоранием энергии при работе мышц, что приводит к перевозбуждению, утомлению и закладывает фундамент будущих ССЗ. Компьютерные игры корежат психику подростков, стирают в их сознании грань между экранной жизнью и реальностью, а это в свою очередь , приводит к дезадаптации и целому букету нежелательных психологических последствий.
Симптомы Интернет-зависимости:
- тяга к Интернету при плохом настроении (аналогична тяге к алкоголю);
- чувство подавленности при ограничении времени, проводимом в Интернете;
- появление сложностей в работе (учебе) или отношениях с людьми вне Сети в результате увлечения Интернетом;
- постоянные мысли о том, что сейчас происходит в Интернете;
- желание скрывать от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводится в Интернете.
·        Увлечение мобильными телефонами
Мобильная зависимость, как и зависимость от Интернета, - это боязнь живого общения и отсутствие в реальном мире того, что вызывает у человека положительные эмоции. Люди боятся звонить друг другу, говорить друг с другом, боятся встречаться – они просто не умеют!
У психологов появились термины – «мобильная зависимость», «SMS-мания»…
Мобильный телефон влияет на наши эмоции. Уже доказано  научно то, что многим из нас знакомо по жизни: если хозяин на время лишается своего любимца, то испытывает сильнейшее беспокойство, нервозность и даже панику. Другие исследователи отмечали еще скачки артериального давления и неприятные ощущения в желудке.
Мобильные телефоны вызывают у некоторых людей «настоящую маниакальную зависимость», что наносит вред здоровью.
А теперь рассчитайтесь на 1,2.3,4,5,6 и разделитесь на команды для выполнения творческого задания. Нарисуйте плакаты на тему «Психологическое здоровье», ориентируясь на представленные в слайдах базовые характеристики и уровни психологического здоровья.  Постарайтесь в плакатах выразить свое отношение к психологическому здоровью.
Пока команды работают, зрителям открытого мероприятия предлагается поиграть в игру «Общий рисунок»: каждый задумывает свой образ, который он хотел бы нарисовать. Первый на чистом листе рисует только часть задуманного образа. По команде «стоп» передает рисунок следующему, тот подрисовывает к начатому рисунку часть своего задуманного образа и так, пока рисунок не дойдет до последнего. Посмотрите, что получилось!
- Команды представляют свои творческие работы, объясняя их содержание. 6 мин
Послушайте сказку О. Хухлаевой «О Звездочке»  (см. в Приложении) (10 мин)
2 обучающихся читают сказку. Коротко обсуждаем по кругу, о чем для каждого эта сказка.
Да, вы все абсолютно правы, важной составляющей психологического здоровья является способность меняться и развиваться, стремиться к самосовершенствованию, именно об этом эта сказка.
Итог – А сейчас, заканчивая наш классный час, предлагаю каждому из присутствующих, включая зрителей, закончить предложение «Сегодня для меня было полезно…», и, пройдя к чистому плакату, нарисовать на нем лепесток того цвета, который характеризует его эмоциональное состояние.
Посмотрите на цветок нашего настроения! Как вы помните, позитивное настроение – один из признаков нашего психологического здоровья. Чем меньше негативного в восприятии жизненных явлений, тем мы здоровее психологически, а психологическое здоровье обуславливает наше жизненные достижения. (последний слайд)
  Всем спасибо за участие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий