Родителям


К общению с подростком очень подходят слова из песни А.Пугачевой:

"Упустишь и не поймаешь... А в клетке ему томиться тоже ведь не годится...
трудно с ним, понимаешь?"

Как же их, подростков, не упустить?

 Памятка «Дети учатся у жизни» или Руководство к действию для родителей:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.
Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

 Мифы о психиатре

 Миф 1: Психиатр, психотерапевт и психолог - это одно и то же

Психолог - это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой (тестированием) и психокоррекцией, но не назначает таблетки. Психологи, работающие в школах, - это как правило педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать.
Психотерапевтом  может быть человек с медицинским образованием, прошедший специальное обучение. Он занимается врачеванием души - специальными методами воздействует на психику, а через психику на весь организм, иногда назначает таблетки.
Психиатр - это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование (психодиагностика, ЭЭГ), а также комплексное лечение: медикаментозное (при необходимости), психокоррекцию, психотерапию.
Детский психиатр - это врач-психиатр, прошедший дополнительное обучение по детской психиатрии, знающий возрастную психологию, владеющий элементами психотерапии.


Миф 2 : Если обратиться к психиатру, обязательно поставят на учет

В нашей стране согласно "Закону о психиатрической помощи" обращение к психиатру - дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей ( родителей, опекунов), а с 15 лет - и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.
После осмотра ребенка , выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
     • при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
     • при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения - берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
     • при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется в динамическую группу наблюдения, то есть нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении. 
Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.


Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду,школе, на работе

Согласно всё тому же "Закону о психиатрической помощи" сведения об обращении или наблюдении не распространяются - они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребенка, следственным органам или суду по их запросу.


Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не буду годен для службы в армии

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то как правило "детские " диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в Российской Армии.

Группы риска , которые могут направить на консультацию к детскому психиатру:
     • дети, рожденные с перинатальной патологией центральной нервной системы;
     • дети, имеющие отягощенную наследственность по психическим заболеваниям;
     • дети из неблагополучных семей, семей с непоследовательным, разнонаправленным стилем воспитания;
     • дети с длительными хроническими соматическими, неврологическими заболеваниями.


Когда идти сдаваться

Что должно вас, как родителей насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?
В раннем возрасте - общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).
В дошкольном и раннем школьном возрасте - гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии,дневное или ночное(после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.
В подростковом возрасте: нарушения поведения(агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку(чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.



Не бойтесь психиатра

Как детский психиатр с 17-летним опытом работы хочу призвать родителей как можно раньше обращаться за психиатрической помощью, если вам это рекомендуют или вы сами видите, что с вашим ребенком что-то не так. Чем раньше вашему ребенку будет проведена грамотная консультация, назначена комплексная помощь, тем быстрее и лучше будут результаты. Комплексная помощь включает в себя медикаментозное лечение (сейчас существует большая группа препаратов, назначаемых с раннего возраста и не имеющих выраженных побочных эффектов), занятия с психологом, дефектологом, логопедом и другими специалистами, ведь на фоне медикаментозной коррекции занятия проходят гораздо эффективнее.
Для более раннего выявления психических расстройств у детей и как можно более ранней их коррекции с 2013 года детских врачей-психиатров включили в перечень специалистов для проведения профилактических медицинских осмотров детей (диспансеризацию) в возрасте 1 года, 3, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет, а также при поступлении в детские сады и школы.
Так что, уважаемые родители, видеться с нами, детскими психиатрами, вам придется чаще. Но теперь вы, надеюсь, вооружены необходимой информацией, и не будете отвечать на вопрос врача: "Жалобы есть?" встречным вопросом: "А какие могут быть жалобы к детскому психиатру?" сайт психиатра

М. И. БУЯНОВ  РЕБЕНОК ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ   ЗАПИСКИ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА Книга для учителей и родителей   

Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?


Воспитание "по типу Золушки", или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему... Есть и другие способы реагирования - все не перечислишь. Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям? Ведь когда ребенок заболеет и попадает к детскому психиатру (на почве дурного к нему отношения), может быть уже поздно. А с помощью педагога можно исправить положение значительно раньше.
Еще один вид дурного воспитания - гиперопека, или, как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная (как и гипоопека, или гипопротекция). При гиперопеке очень часто с ребенка "сдувают пылинки", содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни.
Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье - именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без педагогов тут не обойтись - на них вся надежда.
Гипоопека (гипопротекционизм) в наши дни встречается, видимо, реже, чем прежде. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделию. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания, - тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.
В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур - добра не жди. Некоторые из таких детей. Хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).
Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома).


 

Книги, которые нужно прочитать: Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", "Продолжаем общаться с ребенком. Так?"

http://www.forum.littleone.ru/showpost.php?p=55939288&postcount=237 

Как вести себя родителям, если ребенок агрессивен

Автор статьи Е. Мурашова
Для начала необходимо точно определить причину и истоки агрессивности вашего сына или дочери. Если вы можете сделать это самостоятельно, хорошо, если нет, проконсультируйтесь с семейным психологом. На прием в таком случае должна прийти вся семья, так как только наблюдая ребенка в кабинете и слушая рассказ одного из членов семьи, специалист вряд ли сможет восстановить объективную картину возникновения расстройства. Ведь в кабинете психолога ребенок, скорее всего, никакой агрессивности не проявит.
После того как причина установлена, начинайте действовать. Если причиной агрессивности ребенка является его чрезмерная избалованность или непоследовательность в воспитании, соберите «семейный совет» и выработайте единую тактику борьбы с проблемой. Эта тактика непременно должна включать:
  1. Систему семейных табу, то есть что в вашей семье нельзя делать ни под каким видом и ни при каких условиях. Для агрессивного ребенка в список табу обязательно должен входить пункт: «нельзя поднять руку на члена семьи», «нельзя ударить собаку, кошку»;
  2. Единый способ реагирования на нарушения табу. Ребенка в этом случае не бьют и даже не ругают. Нет ни чего, кроме отчуждения. Это архаическое и необыкновенно сильное наказание за нарушение табу - отчуждение от рода. Трех-четырех таких эпизодов обычно бывает достаточно, чтобы ребенок от двух до четырех лет накрепко усвоил урок;
  3. Единый способ воспитания. Здесь каждому придется пойти на какие-то компромиссы, но ситуация, когда у бабушки это можно, а у отца - категорически нельзя, в нашем случае совершенно недопустима, так как провоцирует агрессивность ребенка. Люди, воспитывающие ребенка, могут придерживаться совершенно разных педагогических позиций, и дедушка, к примеру, может обожать Макаренко, папа зачитываться Руссо, а мама являться поклонницей доктора Спока. Речь идет только о тактике. Можно ли одному выходить на балкон? Всегда ли надо одевать резиновые сапоги, когда на улице мокро? Можно ли снимать подушки с дивана и класть их на пол? Вот здесь вполне можно договориться, и, когда молодые родители запальчиво говорят мне, что нашу бабушку, мол, не перевоспитаешь, я всегда пытаюсь объяснить им, что речь о «перевоспитании» бабушки совершенно не идет. Иногда полезно даже составить список достигнутых договоренностей и положить или повесить его на видное место, чтобы потом кто-нибудь из членов семьи не мог отпереться, ссылаясь на свою якобы неосведомленность;
  4. Обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева, ярости, раздражения. Это актуально для агрессивности любой природы. Самый хороший способ обучения - личный пример.
Папа приходит с работы и, раздувая ноздри, говорит:
- Я в ярости. Сейчас мне кажется, что весь мир состоит из идиотов. Пока не успокоюсь, ко мне лучше не подходить!
Мама говорит после тяжелого дня:
- Я раздражена, и мне кажется, что в этом доме меня никто не слышит. Я нуждаюсь в отдыхе и развлечениях. Лучше не пытайтесь сейчас запрячь меня во что-нибудь еще!
Вполне вероятно, что со временем ребенок этих родителей тоже будет говорить о своих чувствах вместо того, чтобы бросаться на пол и устраивать скандалы.
В одной интеллигентной семье шестилетний ребенок с серьезной неврологической патологией в гневе бросал на пол и иногда разбивал посуду и другие ценные предметы. После он сам раскаивался в этом, но утверждал, что когда его «несет», он не может остановиться и должен что-нибудь кинуть. Не без удивления согласившись с моей рекомендацией, родные мальчика расставили по всей квартире красивые кружечки из разноцветной жести, которые оглушительно звенели, когда их бросали на пол, но, разумеется, не разбивались. Мальчику было предложено попробовать вымещать свой гнев на этих кружечках. Ребенок с воодушевлением согласился, ибо звенели и сверкали кружечки действительно замечательно. Входя в состояние аффекта, он теперь пробегал по большой «профессорской» квартире, разбрасывая кружечки направо и налево, стуча ими по стенкам и дверям. По словам мальчика, теперь ему стало легче, потому что он знал, что хотя и злится, но не совершает ничего ужасного. По словам родных, приступы ярости стали повторяться значительно реже. А дедушка-профессор, на голове у которого происходило и происходит все это безобразие, заявил официальный протест против дискриминации по возрасту и теперь тоже при случае любит швырнуть две-три кружечки...
Если причиной агрессивности сильного и активного ребенка оказалась «заорганизованность» его жизни, обилие запретов и воображаемых опасностей, то бороться с такой агрессивностью достаточно просто. Родителям необходимо найти в себе силы и «отпустить» ребенка, предоставить ему адекватную его возрасту самостоятельность, а также место, время и возможности для свободной реализации его активности. Длительные прогулки с лазаньем по всему, на что он может залезть без риска для жизни, спортивная секция, домашний гимнастический уголок для такого ребенка просто необходимы. Ради этого, может быть, следует на время отказаться от музыкальной школы, кружка французского языка и изучения начал математической логики. Все это, конечно, очень важно, но ведь здоровая нервная система ребенка дороже, правда?
Если ребенок перенес длительный стресс, болезнь, или просто тяжелый период в жизни семьи сделал его полудиким и агрессивным, то такой ребенок нуждается в длительной и постепенной реабилитации. Ему нужно вернуть веру в доброту мира, убедить в том, что открытость и отзывчивость являются лучшей защитой, чем постоянно оскаленные зубы. Именно так работали с Кешкой (История № 2). Анна, приходя с работы, брала его, как маленького, на колени и подолгу читала ему детские сказки, в которых, как известно, добро всегда побеждает зло. Рассказывала о том, как она его любит. Говорила и о покойном отце, о своих переживаниях, о своей вине перед детьми. Кешка, сначала вырывавшийся, затихал и внимательно слушал. Старшая сестра играла с Кешкой в школу, с моей помощью и помощью матери стараясь преодолеть отставание в развитии, педагогическую запущенность. Брат защищал Кешку во дворе, однажды не на шутку избил пацана-сверстника, который обозвал его младшего брата «дебилом».
Прошли месяцы кропотливой, напряженной, ежедневной работы, прежде чем Кешка начал оттаивать, перестал кидаться на всех по любому пустячному поводу. Сейчас Кешка учится во втором классе. Учеба дается ему нелегко (сказывается отставание), он по-прежнему молчалив и угрюм, дружит лишь с одним мальчиком из класса. Но весь класс во главе с учительницей признают Кешкину честность, справедливость в решении споров и всегдашнюю готовность делом помочь тому, кто попал в трудное положение. За это Кешку уважают и в классе, и во дворе. Анна надеется, что Кешке, которому не занимать упорства, удастся подтянуть учебу, и не скрывает того, что гордится успехами сына.
И наконец, необходимо отметить, что если агрессивность ребенка является одним из симптомов серьезного нервно-психического заболевания, то никакая самодеятельность тут неуместна и борются с ней в таком случае в тесном контакте с детским врачом-психиатром, скрупулезно выполняя все его медикаментозные и режимные рекомендации.

Чем может помочь специалист?

В первую очередь, специалист поможет обратившейся к нему семье отыскать причины развившейся у ребенка агрессивности, порекомендует методы обследования, которое необходимо пройти, чтобы исключить органические причины данного расстройства.
Далее, психолог или психоневролог может помочь семье выработать тактику поведения, которой следует придерживаться в данном конкретном случае, чтобы успешно справиться с имеющейся проблемой. В дальнейшем семья может обращаться к специалисту с текущими вопросами, с возникшими сложностями (ибо сразу, как правило, не удается предусмотреть всех нюансов такого сложного и многокомпонентного процесса).

Комментариев нет:

Отправить комментарий