Тренинги


Тренинг для подростков и юношества "Позитивное восприятие мира и себя"

Это групповые занятия, направленные на формирование навыков общения, адекватной самооценки, уверенности в себе в игровой, увлекательной форме. Возможность раскрыть и показать себя, получить обратную связь, расширить круг общения, научиться понимать себя и других.
Занятие 1
1.    Обсуждение правил работы в тренинговой группе:                                                         - Общение по принципу «здесь и теперь»: все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждают то, что происходит в группе. 
- Искренность в общении, т.е. говорим то, что думаем и чувствуем в группе
- Активное участие предполагает включенность в работу группы, внимательность к другим людям и интерес
- Уважение говорящего предполагает дать возможность каждому участнику высказать свои чувства и мысли по поводу происходящего, не перебивая
- Конфиденциальность поможет всем быть искренними и будет способствовать самораскрытию.
2.    Ожидания  участников от деятельности Клуба.
3.    «Снежный ком» с целью знакомства и сплочения группы: участники представляются, называя имя и личностное качество на первую букву своего имени, повторяя предыдущие имена и качества, так, что последний называет всех, кто есть в группе.
4.    «Встреча руками» с целью продолжения знакомства и сплочения участников. Участники, выбирая незнакомого, встают напротив друг друга, закрывают глаза и по команде ведущего их руки: найдут друг друга, познакомятся, проявят симпатию, поссорятся, потанцуют.
5.    «Биография» - с целью знакомства и сплочения группы: участники объединяются в тройки и задают друг другу вопросы по очереди: какой у тебя знак зодиака, есть ли увлечения, домашние любимцы, любишь ли праздники и какой особенно и т.п. В кругу каждый представляет друг друга.
6.      «Я - дома, я – в колледже» - с целью определения возможной проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.   Разделите лист пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я - дома», «Я – в колледже» и проанализируйте: похожие и противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разной степени, отсутствие общих черт, какой список легче было составлять, как относитесь к различиям.
7.    Обратная связь: ответить на вопросы: что было полезного в занятии, было ли что-то неприятное и что.


Занятие 2.
1.     Изготовление  визиток со своими именами, с целью знакомства
2.    «Имя и движение» - с целью знакомства и снятия напряжения каждый называет свое имя и сопровождает его каким-либо движением (например, поклон, приседание и т.д.), все члены группы повторяют его имя и движение.
3.    «Смысл…» с целью осознания своих ожиданий от работы в тренинге предложить закончить фразы: «Эти занятия будут иметь для меня смысл, если…  Эти занятия будут для меня бессмысленны, если….». Уточняющие вопросы: что может помешать этому, от кого зависит достижение цели.
4.  Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" Цель: достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.
Ведущий предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться.  «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие».
По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5-7 минут) ведущий предлагает участникам группы обсудить результаты индивидуальной визуализации.
Каждый участник рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.).
По окончании рассказа каждому участнику ведущий с помощью группы придумывает новое имя. в котором бы отражалась самая суть получения ресурсного эмоционального состояния: «Я тот, который(ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен(а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)».
5.     «Самопрезентация» - с целью развития способности к самораскрытию, повышения самооценки каждый называет свои сильные стороны, и как  они ему помогают в жизни, увлечения и жизненный девиз или принцип (разделившись на подгруппы по 3-4 человека)
6.     «Какого я цвета» - с целью развития способности осознавать и вербализовать свои состояния. Каждый, подумав некоторое время, скажет, какого он  сейчас цвета, речь идет не о цвете вашей одежды, а о цвете вашего внутреннего состояния. Вспомните и охарактеризуйте ваше состояние в течение дня и поясните, почему именно эти цвета вы выбрали.
7.    Обратная связь: ответить на вопросы: что было полезного в занятии, было ли что-то неприятное и что.


Занятие 3.
1.      Приветствие «Поздоровайся локтями» - снятие напряжения,        установление контакта. Предлагаем всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее: 1-ый складывает руки на груди крест-накрест – локти в стороны, 2-ой упирается руками в бока, локтями в стороны; 3-ий складывает руки за головой локтями в стороны; 4-ый – одну руку на бедро, другую – за голову. За 3-5 минут все участники должны коснуться друг с другом локтями и сказать «привет».
2.     «Карта самооценки» -  с целью повышения самооценки и формирования уверенности. Предлагаем в центре листа нарисовать круг и отходящие от него лучи – качества, за которые  тебя ценят окружающие и ты - себя. В обсуждении отметить, насколько трудно или легко выполнили это задание и почему.
3.   «Рисунок состояния» Цель: стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений.  Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке (о каком состоянии он сообщает и верно ли это подтверждает автор), никак его не оценивая.
4.    «Измерение дружбы» - с целью осознания и саморегуляции чувств:
Представьте закрытую дверь. На двери написано слово «Дружба». Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись на ней. Дверь открывается в мир дружбы, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д. Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы ни обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом:
- Воспринимайте это со всей леностью, без каких-либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью.
-  Сознавайте, что этот образ – лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к дружбе. Скажите: «В мире дружбы есть и это». Затем переходите к другому образу. Выйдите и закройте дверь.
После завершения упражнения подумайте о явившихся вам образах и  поделитесь своими впечатлениями и ощущениями.
5.     Обратная связь: что было полезного, приятного и неприятного.


Занятие 4

1.    Приветствие с целью снятия напряжения и включения в общую работу предлагается каждому придумать свое приветствие с помощью жестов и поприветствовать членов группы.
2.    «Смысл моего имени» Главная идея этого упражнения – дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою     индивидуальность.
 всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения, его значение.  В обсуждении ответить на вопросы – подходит ли вам ваше имя, нравится ли оно вам, какое производное от имени вам нравится больше всего и не нравится.
3.     Упражнение «Цветок» с целью формирования  внутреннего покоя и доверия себе. Инструкция: Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выберите  какое-нибудь любое растение, цветы которого вам нравятся... Внимательно рассмотрите его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны... Представьте теперь, что вы – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите  на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы эта оболочка раскрылась,  и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету... А теперь вы можете представить себе, как ваш бутон постепенно раскрывается. Постарайтесь  почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите  цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышите, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайтесь и вы этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок?  Запомните это чувство, и когда будете готовы, попрощайтесь с вашим цветком и ... теперь потянитесь, откройте глаза и вернитесь к нам бодрым и отдохнувшим Анализ упражнения: Какое растение вы представили? Можете рассказать о себе как об этом растении, от первого лица? Можете  ли описать свой аромат? Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой? Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
4.    Рисование цветка на одном общем лист и обсуждение: каким получился цветок, нравится ли он, доволен ли местом, на котором он нарисован, хотел бы что-то изменить
5.      Обратная связь: что было полезного, приятного и неприятного.
Занятие 5.
1.    Приветствие «Друг к дружке» с целью снятия напряжения и сплочения группы: все свободно перемещаются по аудитории и выполняют команды ведущего. Как только он говорит: «друг к дружке» все должны найти себе пару по заданию: пожмите друг другу руку, двигайтесь дальше и «друг к другу»: прикоснитесь друг к другу нога к ноге,  бок о бок, нос к носу, ухо к уху, щека к щеке. В обсуждении отметить, что изменилось во внутреннем  состоянии и по отношению друг к другу.
2.    «Я хвалю себя за то, что…» - закончить предложение столько раз, сколько получится. В обсуждении отметить, долго ли искали, за что себя похвалить, часто ли хвалите сами себя, других и как часто хвалят вас, хватает ли вам этого. Возьмите за правило хвалить себя каждый день перед сном.
3.     Релаксационное упражнение «Луг-лес-луг» Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой — покой — покой.Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает «добрая» энергия. Чистая, светлая, добрая. С каждым вдохом ее больше... Энергия — клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох — выдох. Концентрируйтесь на выдохе.А теперь представьте, что вы — на лугу, залитом светом солнца. Посмотрите, вслушайтесь, что за звуки вас окружают? Почувствуйте запах, что это за запах? Трава, цветы, какие они — цвет, форма, большие — маленькие, запах? Идите, идите по лугу.  Вы идете по дороге. Что это за дорога: узкая — широкая, извилистая — прямая, что под ногами — трава, песок, щебень, асфальт? Что чувствуете? Перед вами лес, вы заходите в него. Какой здесь запах, какие звуки, какие деревья? Тропа выводит вас из леса. Снова — луг. Какой это луг? Запах — цветы — ветерок. Что за аромат и свежесть...Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии.А сейчас пусть каждый нарисует то, что видел.  Обсуждение.
4.     Упражнение "Называем чувства" Цель упражнения: обогащение словаря эмоций у участников.  Давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана
Обсуждение:  Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?
5.    Обратная связь:  что было полезного, приятного и неприятного.

Занятие 6.
1.      «Десять секунд» - пока ведущий считает до 10 группа должна объединиться в подгруппы по следующим  заданиям: объединитесь друг с другом те, у кого есть черный цвет в одежде (считаем их и проверяем),   есть золотые украшения, у кого карие и серые глаза,  кто в брюках и юбках, (те, кто не вошел в группы, проверяют правильность выполнения)
2.      "В чем мне повезло в этой жизни" Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Ведущий предлагает задание: " расскажите о том, в чем вам повезло в этой жизни". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями, какие чувства вызвало это задание
3.      Упражнение "Качества" Цель упражнения: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
4.      Релаксационное упражнение «Место, где больше всего любите отдыхать» расположитесь  удобнее, закройте глаза так, как будто вы собрались немного вздремнуть, постарайтесь расслабиться, снять накопившееся напряжение. Представьте уголок природы, место, где вы отдыхаете душой или любой другой образ. Что это за место, где оно находится, какое оно, рассмотрите его во всех деталях и подробностях. Какое оно это место, где вы можете отдохнуть душой, расслабиться.  Какие вы слышите там звуки, какие запахи. Какое  там время года, время суток, как вы там одеты, что у вас на ногах. Что там вам хочется делать (вы можете делать все, что хотите), сделайте это. Запомните свои ощущения и когда будете готовы попрощаться с образом, попрощайтесь  и возвращайтесь сюда. Обмен образами и ощущениями, которые они вызвали.
5.      Рисование образа на отдельных листочках, обсуждение.
6.      Обратная связь:  что было полезного, приятного и неприятного.


Занятие 7
1.     «Поздороваемся» снятие напряжения, установление контакта - Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
2.     Упражнение «Дай мне стакан воды». Каждый участник по кругу, обращаясь к соседу, произносит фразу «Дай мне стакан воды» с разной эмоциональной интонацией. Сосед должен угадать эмоцию, описать ее и после этого сказать эту же фразу следующему соседу, но уже с другой эмоциональной интонацией, и так по кругу. Дискуссия по упражнению. Кому было легко угадывать? Кому трудно? Что было легче: угадать или воспроизвести интонацию? Какую роль играет интонация в жизни? Можно ли привести примеры из жизни?
3.      «Мульт-прототип» с целью получения информации о себе через сравнение с героями известных мультфильмов. Участники разделены на группы по 3–5 человек Ведущий. Все мы в детстве обожали мультфильмы (а многие с удовольствием смотрят их и сейчас), одни мультипликационные герои были нашими любимцами, другие не нравились; одни чем-то напоминали нас самих — своей внешностью, поведением, взглядами, поступками, высказываниями и многим другим, а другие были категорически на нас не похожи. Поведение одних веселило нас и вызывало ощущение «родственных душ», а другие раздражали и вызывали непонимание. Все мы рано или поздно вырастаем, но этот персонаж по-прежнему остается нам близким. Давайте поиграем в следующую игру: у меня есть карточки с названиями хорошо знакомых всем мультфильмов. Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды и наугад вытянуть карточку. (Представители от команд подходят к ведущему, берут карточки и читают вслух название мультфильма). Теперь прошу вас быть внимательнее: в том мультфильме, который вам достался, вы будете искать сходство между персонажами и участниками, но не своей команды, а следующей по часовой стрелке за вами. Вам нужно среди участников соседней команды найти прототипы мультипликационных героев для вашего мультфильма (вам нужно не просто присвоить роль, но и объяснить, почему именно этот участник вам представляется прототипом именно этого героя). Если для кого-то из участников вы не находите абсолютно никакого сходства ни с кем из героев, то можете предложить роль из любого другого мультфильма (тоже с пояснением). (Участники команд коллективно выполняют задание.) Если все готовы, послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вспомните, какая команда все это время выбирала мульт-двойников для вашей команды. Вы можете попросить эту команду напомнить вам, в каком мультфильме они искали двойников для вас. А теперь вторая часть задания — до того как мы станем оглашать результаты, я прошу вас выполнить следующее: подумайте и предположите, как другая команда распределила роли для вас в своем мультфильме? (Участники совещаются.) Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какая команда хочет начать? (Первая команда рассказывает о том, как они распределили роли для участников другой команды.) Ведущий (обращаясь к команде, для которой искали прототипов). А теперь попросим вашу команду рассказать, как вы сами для себя нашли героев-прототипов, совпали ли ваши предположения с тем, что вы услышали? Обсуждение — Согласны или не согласны участники с теми характеристиками, которые им дали? Почему? КАРТОЧКИ ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ «Мульт-прототип» (список мультфильмов может меняться): «Винни Пух и все, все, все»,  «Бременские музыканты», «Приключения домовенка Кузи», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Каникулы в Простоквашино», «Незнайка»,  «Приключения поросенка Фунтика», «Волшебник Изумрудного города», «38 попугаев»,  «Чебурашка и крокодил Гена» Обсуждение — Какие у вас впечатления? — Совпали или нет собственные ассоциации с чужими? — Что удивило: приятно, неприятно? — Что-нибудь разочаровало? — Кто хочет спросить что-либо у участников?    
5.    Обратная связь: что было полезного сегодня
Занятие 8
1.     Приветствие: с каким состоянием пришли
2.     Упражнение «Представление о себе». Участникам раздаются листы бумаги. Участники рассаживаются по комнате. Каждый получает задание написать на листе бумаги 8—10 предложений о себе, не указывая на легкоузнаваемые внешние признаки. По окончании работы листы сдаются ведущему, участники вновь усаживаются в круг. Ведущий зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников — угадать, кому из группы принадлежит зачитываемая характеристика.  Дискуссия по упражнению. У кого совпало представление о себе с мнением окружающих? У кого нет? Как вы думаете, в чем причины несовпадения?
3.     "Я-реальное и Я-идеальное"  Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку. Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение: - Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное? - Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?
4.     «Розовый куст»  Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.
Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.
Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.
Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.
Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, освещенную солнцем.
Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите,  как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.
Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).
Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. Что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок… Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и воспользоваться какими-то их качествами. Символически – вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.
5.     Рисование – общий лист, обсуждение чувств, пережитых во время представления образа и рисования
6.     Обратная связь: что было полезного, неприятного.

Занятие 9

1.    Единый ритм – снятие напряжение, формирование ощущения единства.
2.    «Футболка с надписью» Ведущий задает тему обсуждения о подаче себя в надписях на футболках, значках, сумках и пр. Участники приводят примеры таких надписей. Упражнение «Футболка с надписью». Участникам раздаются листы бумаги, на которых просят написать надпись на своей футболке, так, чтобы она говорила что-либо о человеке — о его занятиях, играх, отношении к миру и пр. Можно придумать несколько надписей. На работу дается 5—10 минут. После этого участники рассказывают о своих надписях. Дискуссия по упражнению. О чем говорят эти надписи? Что мы хотим сообщить о себе другим людям? Какая надпись нравится больше всего? Нравится ли своя надпись? Хотелось бы ее изменить? Какие надписи можно придумать разным участникам?
3.    «Молодец» - формирование уверенного поведения. Группа делится на 2 круга: внешний и внутренний, участники встают напротив друг друга, и те, кто во внешнем круге говорят во внутренний о своих достижениях, а участники из внутреннего говорят, загибая пальцы: «ты молодец!Раз! Ты молодец-Два!» Затем участники меняются местами
4.    «Телеграммы»- повышение самооценки.  Каждый  участник подписывает чистые бланки «телеграмм»  именами остальных участников. Члены группы рассаживаются по аудитории и выполняют задание: для каждого члена группы на его «телеграмме» написать самое хорошее, что каждый участник узнал о нем, чем этот человек помог в ходе тренинга, в чем была его важная заслуга и пр. После того, как все телеграммы будут написаны, ведущий собирает их и во время небольшого перерыва просматривает, чтобы не было оскорбительных или грубых телеграмм, и, в случае необходимости, — отдает авторам на переделку. Дискуссия по телеграммам. Ведущий раздает телеграммы адресатам, каждый читает свои телеграммы. После этого участники делятся чувствами.
5.    Обратная связь – что было полезного для каждого в занятии.

Занятие 10.
1.    Ледокол: здороваемся друг с другом за руку, отмечая затем, чем отличались  рукопожатия, чье больше запомнилось.
  1. ОКОШКО ДЖОГАРРИ с целью резюмирования полученной во время тренинга информации.Участники сидят в общем кругу. Ведущий.:За эти два дня каждый из вас получил много информации о себе. Для кого-то все это уже было известно, кто-то сомневался, так ли все на самом деле, а для третьих многое было совершенно ново и неожиданно. Так или иначе, но каждый из нас получил то, в чем он нуждался. Я предлагаю в завершение нашей работы попытаться структурировать полученные сведения, раздает всем участникам бланки Перед каждым из вас сейчас лежит таблица, которую вам нужно заполнить. Не торопитесь, вспомните все, что происходило, можете использовать записи, сделанные в ходе игр, а можете заполнять по памяти. Эти записи не нужно будет никому предъявлять, вы сможете озвучить только то, что сами захотите, поэтому, заполняя этот бланк, будьте искренни сами с собой.

 

Я убедился, что эти мои качества (черты характера, особенности поведения) становятся очевидны людям, с которыми я общаюсь
Я узнал, что другие видят во мне еще и эти качества (черты характера, особенности поведения), которые я сам раньше в себе не замечал


У меня есть еще и эти качества (черты характера, особенности поведения), которые я пока не готов открыть для окружающих
А может быть, во мне есть еще что-то, о чем ни я, ни окружающие не догадываются? Что бы это могло быть?


  1.  «Путешествие» Развитие способности саморегуляции. Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки. Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми. И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу. Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красоте. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите... Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам. Обсуждение образов и чувств.
  2. «Подарок» - повышение самооценки. Каждый  участник на листе бумаги, подписанный именем другого, пишет, какое личностное качество он хотел бы ему подарить. В обсуждении отметить, какие чувства вызвали подарки, что было наиболее приятно.
  3. Обратная связь: что было полезного и неприятного. 
Тренинг для педагогов "Позитивное отношение к себе, другим и жизни" (автор-составитель Мадяжнова А.Е.) предназначен для профилактики эмоционального выгорания. Он содействует развитию способности к рефлексии, повышению мотивации профессиональной деятельности и формированию позитивного жизненного восприятия и самоотношения педагогов.
Тренинг для педагогов «Позитивное отношение к себе и жизни»
Пояснительная записка
Мы работаем в учебном заведении и по роду своей деятельности ежедневно общаемся с большим количеством людей. Специальность  педагога   относится к числу «помогающих» профессий, а  это значит, что одна из сторон  намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, формировании зрелости. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, понимать интересы другого человека.
Работа с людьми характеризуется высокой ответственностью и эмоциональными нагрузками и содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями как следствие возникновение профессионального стресса.
Целью программы является содействие осознанию педагогами необходимости предупреждения синдрома эмоционального выгорания
Задачи:
- развитие способности к рефлексии
- повышение мотивации профессиональной деятельности
-формирование позитивного жизненного восприятия и  самоотношения
Факторами, провоцирующими стресс, являются: необходимость являться предметом оценивания и наблюдения, постоянно подтверждать свою компетенцию, разрешать конфликтные ситуации, высокая ответственность, постоянная задействованность коммуникативных и организаторских способностей, многочасовая работа и информационная нагрузка и другие сложности. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности:
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.
- нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.
- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие учащихся, клиентов и т.д.
- неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: она определяется конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”.
- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается студент или коллега, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого каления”.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко относит следующие факторы: - склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.
- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
 Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Педагоги спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. В работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Во- вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
- нравственные дефекты и дезориентация личности: неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности.  
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой
Т.В.
·       - неэмоциональность или неумение общаться;
·       - алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связана с тревогой;
·       - трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
·       - люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)
В результате воздействия перечисленных стрессогенных факторов повышается возможность появления «синдрома эмоционального выгорания»
Определение «Синдрома выгорания» было впервые введено в 1974г. американским психологом Фрайденбергом. Суть его состоит в переживаемом состоянии физического, эмоционального и психического истощения.
Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания:
Физические симптомы:
-        усталость, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница.
Эмоциональные:
-        чувство беспомощности, безнадежности, эмоциональные срывы в виде слез или гнева, а затем возникает чувство притупленности эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться на чужую боль
Психические:
-        постепенно развиваются негативные установки в отношении себя, работы, людей. Вначале эти установки носят скрытый характер и проявляются во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, затем проявляются во вспышках раздражения
-        постоянно нарастающее чувство недовольства собой
-        уменьшение чувства личной успешности
-        уменьшение ценности своей деятельности.
В 1981 году американский психолог К.Маслач, позднее отечественный психолог В.Бойко выдвинули теорию относительно стадий выгорания.
Стадии  синдрома выгорания:
1.    Проявляются симптомы физического и эмоционального истощения
2.     Ярко выделятся эмоциональные симптомы ( обезличенное отношение к людям или циничное), начинают проявляться психические (негативные мысли относительно себя)
3.    Отвращение к работе и обида на самого себя и окружающих, неспособность выражать свои эмоции и неспособность сосредоточиться.
К сожалению, выгорание заразно: люди становятся циниками, негативистами и пессимистами, взаимодействуя с другими людьми, они могут набрать сторонников и провоцировать конфликты.
Очень трудно возобновить интерес к работе, если  человек вошел в 3-ю стадию. На первых двух стадиях возможны изменения, если человек осознал проблему. Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами. 
Занятие 1.
1.    Обсуждение правил работы в тренинговой группе:                                                         - Общение по принципу «здесь и теперь»: все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждают то, что происходит в группе. 
- Искренность в общении, т.е. говорим то, что думаем и чувствуем в группе
- Активное участие предполагает включенность в работу группы, внимательность к другим людям и интерес
- Уважение говорящего предполагает дать возможность каждому участнику высказать свои чувства и мысли по поводу происходящего, не перебивая
- Конфиденциальность поможет всем быть искренними и будет способствовать самораскрытию.
2.    Разминка «Поздоровайся локтями» - снятие напряжения, установление контакта. Предлагаем всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее: 1-ый складывает руки на груди крест-накрест – локти в стороны, 2-ой упирается руками в бока, локтями в стороны; 3-ий складывает руки за головой локтями в стороны; 4-ый – одну руку на бедро, другую – за голову. За 3-5 минут все участники должны коснуться друг с другом локтями и сказать «привет».
3.    «Поменяйтесь местами» - с целью знакомства и сплочения предлагается разделиться на подгруппы по цвету глаз, затем в своих подгруппах найти то, что кроме цвета глаз объединяет участников, записать и одному из членов подгруппы представить это в общем кругу
4.    «Идеальный преподаватель» - с целью осознания свой профессиональной направленности предлагается в образовавшихся подгруппах обсудить и составить портрет идеального преподавателя ( не менее 12 характеристик), затем вынести на общее обсуждение эти портреты следующим образом: все качества, названные 1-ой группой записываются на доске. 2-ая и последующие группы вносят, обосновывая изменения в список. Затем на отдельный плакат выносятся не мене 12 характеристик в порядке их значимости.
5.    «Моё профессиональное кредо» - с целью осознания своей профессиональной направленности. Сформулировать девиз, создать с помощью различных изобразительных средств образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности и представить группе. В обсуждении ответить на вопросы, удовлетворены ли созданным образом, что главное хотели подчеркнуть, что не смогли, но хотели бы добавить?
6.    Обратная связь – какое самочувствие сейчас и что было полезным для каждого.
Занятие 2.
1.    «Возьмемся за руки...» - снятие напряжения, повышение работоспособности.  Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и вытянем руки к середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки так, что у каждого в каждой руке окажется чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом. А теперь постарайтесь, не разнимая рук распутаться и образовать круг. После окончания обсудить, что помогло справиться с заданием.
2.    «Самопознание» и «саморазвитие» - формирование педагогической рефлексии и коллективного самосознания. С помощью расчета на «первый-второй» делимся на подгруппы и выполняем упражнение: на участников хаотично прикрепляются буквы, составляющие слова «самопознание» и «саморазвитие». У каждого участника спрашивается, сколько, на его взгляд можно из этих букв составить слов. Участники должны, составив эти слова, выстроиться в соответствующем порядке. Второй этап игры заключается в составлении новых слов из предложенных. В конце игры обсудить, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
3.    «Мои профессиональные успехи и мои неудачи» - формирование способности рассматривать  события в позитивной оптимистической манере. Оптимизм означает восприятие реальности, сфокусированное на позитивных её аспектах. Пожалуйста, вспомните об одной вашей удаче и одной неудаче. Попробуйте рассказать о них группе в оптимистичной манере. В обсуждении отметить, какие преимущества имеет оптимизм и что мешает нам рассуждать в оптимистичном стиле.        
4.      Упражнение "Рисуем гнев" – формирование социально-приемлемых способов отреагирования отрицательных эмоций. "Закройте глаза, и постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали самую сильную злость. Полностью сконцентрируйтесь на этом чувстве. Если это удалось, молча откройте глаза и нарисуйте свой гнев на бумаге, используя линии, формы, цвет". В конце занятия проводится презентация рисунков без обсуждения и интерпретации. С рисунками можно поступить так, как хочется
5.    «Развитие» - формирование способности общаться со своим внутренним миром.  Наша жизнь представляет собой процесс развития – иногда медленного, иногда прерывистого, иногда внезапного. Во всех изменениях нас сопровождает наше бессознательное, внутренне Я, более мудрое, чем наше повседневное сознание. Мы можем обратиться к нашему бессознательному, чтобы проанализировать, как протекает наша жизнь. Итак, примите удобную позу и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов… Полностью расслабьтесь… Закройте и глаза и представьте себе один розовый кустик – маленький, хорошо укорененный в земле ствол с отходящими от него веточками и листьями и с бутоном на конце… Бутон пока еще закрыт и укутан зелеными чашелистиками. Постарайтесь ясно и отчетливо увидеть эти детали… (1 мин). Теперь вы можете представить себе, как чашелистики медленно открываются, отгибаются назад, и под ними показываются нежные и чувствительные лепестки розового бутона, пока еще закрытые… Медленно, очень медленно лепестки бутона начинают раскрываться… И в это время вы чувствуете, что глубоко внутри вас также что-то распускается, появляется на свет… И пока вы смотрите на розу, вы чувствуете, что расцветаете вместе с ней, и по мере того, как разворачиваются её лепестки, раскрываетесь и вы. Вы продолжаете смотреть на розу, на то, как  она распускается, и красота её становится явной… (1мин). Вы вдыхаете её аромат и вбираете его в себя, свою жизнь… А сейчас вы можете заглянуть в самую сердцевину розы, туда, где её жизнь наиболее таинственна и интенсивна. И пусть оттуда, из самой сердцевины, возникает картина. Это картина того, что готово появиться на свет в вашей жизни – наиболее красивое, творческое и исполненное смысла… Изображение может быть символическим или реалистичным. Пусть оно всплывает само по себе, не подчиняясь вашим планам или желаниям… (1мин) Посмотрите на эту картину, впитайте в себя её смысл. Она может нести какое-то послание для вас, послание, состоящее из слов или из ощущений. Сохраните эту картину в памяти, скажите розе «до свидания» и возвращайтесь назад. Обсуждение, с какими чувствами расстались с образом, что чувствуют по возвращении назад.
6.    Итог – обратная связь, с какими чувствами уходите с занятия, о чем хотелось бы сказать.
Занятие 3.
1.    Разминка – снятие напряжения - передать движением свое самочувствие и группе движение повторить, при неточном выполнении кем-то попросить его сделать еще раз.
2.    «Уникальность» - создание доверительных отношений в группе. Каждый человек уникален, у всех свои особенности, пристрастия, опыт. На листке бумаги напишите то, в чем вы уникальны. Собрав листы, поочередно зачитываем каждую характеристику, а группа отгадывает, кому она принадлежит, после нескольких неудачных попыток, человек себя обозначает.
3.    «Основной жизненный принцип» - осознание все люди в жизни придерживаются каких-то принципов, которые помогают взаимодействовать с другими, а иногда в тяжелой ситуации просто помогают каким-то образом. (Например, «не бойся пятиться назад, если для разбега»), Подумайте и скажите, чем вы руководствуетесь в жизни, и как вам это помогает.
4.     «Мои сильные стороны» - повышение самооценки: в парах (тройках) рассказать друг другу о своих лучших качествах, которыми он мог бы гордиться и сформировать их в своих детях и студентах. Затем в кругу составить сборный портрет лучших черт – в обсуждении ответить на вопросы о том, что чувствовали при поиске у себя сильных сторон, понадобилась ли помощь, и что испытали, когда услышали свои качества в сборном портрете. Задумывались ли о влиянии этих черт на окружающих вас людей?
5.    Обратная связь – что было сегодня для вас полезного, с какими чувствами уходите.
Занятие 4.
1.    Разминка – с целью снятия напряжения и включения в общую работу предлагается каждому придумать свое приветствие с помощью жестов и поприветствовать членов группы.
2.     «Круг ассоциаций» (время выполнения 1 час)- организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций. (Участники сидят в общем кругу.) Ведущий: Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан с какой-то песней или с известной личностью. Более того, каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить два листа бумаги и ручку. Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева. Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем: «Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был?» Прошу каждого написать про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист. Готовы? Теперь прошу свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему два листа — ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны: другой участник — это уже не сосед слева. Продолжаем: Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был? (Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.1) Если бы этот человек был животным, то кем бы он был? Если бы этот человек был деревом, цветком, предметом мебели, птицей, напитком, явлением природы, столовым или кухонным прибором, месяцем года, печатным изданием (если кто-то написал «книга», укажите, пожалуйста, какого жанра), геометрической фигурой, телеведущим (программу какого рода он бы вел — можно указать жанр или конкретную телепередачу), транспортным средством, овощем, фруктом, сказочным персонажем, государством, то каким бы он был? Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки. Обсуждение — Какие у вас впечатления? — Совпали или нет собственные ассоциации с чужими? — Что удивило: приятно, неприятно? — Что-нибудь разочаровало? — Кто хочет спросить что-либо у участников?
3.    «Самый счастливый день» - формирование позитивного мироощущения. Вспомните  и расскажите о самом счастливом дне вашей жизни, о тех чувствах, которые тогда переживали. При подведении итога отметить: «имея в сознании и подсознании образы счастья и счастливых ситуаций, мы научимся быть счастливыми».
4.    Обратная связь – что было сегодня для вас полезного и с какими чувствами уходите.
Занятие 5.
1.    Разминка«Поздоровайся локтями» - снятие напряжения, установление контакта. Предлагаем всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее: 1-ый складывает руки на груди крест-накрест – локти в стороны, 2-ой упирается руками в бока, локтями в стороны; 3-ий складывает руки за головой локтями в стороны; 4-ый – одну руку на бедро, другую – за голову. За 3-5 минут все участники должны коснуться друг с другом локтями и сказать «привет».
2.     «Сравним мнения» - с целью получения участниками обратной связи от своих коллег. Время: 1 час
Участники сидят в общем кругу. Ведущий раздает каждому по 2 листочка бумаги и ручке. Ведущий: - Прошу вас подписать эти листы следующим образом: 1 — свое имя, 2 — имя соседа слева. Теперь на листке со своим именем напишите 3–5 ваших личных черт или особенностей поведения, которые, как вам кажется, всегда становятся очевидными для окружающих при общении с вами.
На листках с именем соседа слева напишите 3 черты или особенности поведения, характерных, как вам кажется, для этих людей.
Отдайте этот листочек соседу справа. Свой лист всегда остается у автора. Упражнение закончится, когда к каждому вернется его лист. (Участники обмениваются листками.) Теперь изучите информацию, которую вы получили. Обсуждение:
— Совпадает ли то, что вы написали сами о себе, с мнением других участников?
— С чем вы согласны, а с чем — нет?
— Есть ли что-то, что вас удивило?
— Ожидали ли вы именно таких результатов?
3.    «Трон»  - получение обратной связи с целью повышения самооценки. Один из  участников (все по очереди) садится в центр круга, все остальные по кругу говорят, что они ценят в этом человеке, что им в нем нравится, как в личности и преподавателе.
4.    Работа над памяткой -  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»: с целью структурирования полученной в ходе работы семинара информации. Каждый участник   получает памятку, изучает ее и вносит свои дополнения а)  будьте внимательны к себе: это поможет своевременно замечать первые симптомы усталости; б) Любите себя или хотя  бы старайтесь себе нравиться; в) находите время для себя: вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь; г) учитесь бороться со своими негативными мыслями, переводите их в позитивные; д) трезво осмысливайте события каждого дня; е) повышайте уровень своего профессионального мастерства
5.    Притча - Вкус жизни  Однажды Учитель спросил ученика: -Чувствуешь ли ты вкус воздуха? Ученик принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.  -Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса? Ученик по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.  -Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил ученика и зажал ему рот и нос. Ученик понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил его дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил его, и он вдохнул полной грудью.  Жизнь!   - Вкус жизни,- сказал ученик, чуть отдышавшись.  - Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мертв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать.
6.    Обратная связь по занятию – что было сегодня полезного и с какими чувствами уходите, и в целом по семинару (заполнение бланка).
Занятие 6
1.    Разминка«единый ритм» - Снятие напряжения: каждый ладошами отбивает свой рисунок, присоединяясь потом к тому, который больше понравился. Игра заканчивается, когда вся группа отбивает один ритм. – обсуждение: какие чувства вызвала игра в начале и в конце.
2.    Работа с притчей «Два волка» - когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину: - в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, порядочность, верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старик улыбнулся и ответил: - «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». О чем для каждого эта притча?
3.    «Линия жизни» - с целью осознания влияния событий на качество жизни. Изобразить на листе бумаги линию, точками обозначив возрастные периоды, символами или словами основные жизненные вехи и события прошлого, настоящего, будущего. В обсуждении отметить, какие события оказались решающими в изменении качества жизни.
4.    «Учимся на ошибках» -  с целью формирования умения выстраивать альтернативы неудачным действиям или способам поведения. Учиться на своих ошибках – непозволительная роскошь, так считают некоторые. Сейчас мы поучимся, как можно, проанализировав свой опыт, не допускать ошибок. Вспомните ситуацию, в которой вы сделали то, что привело вас к отрицательному результату. Придумайте этому описанию какое-нибудь название. Затем создайте версию №2. опишите в ней, как следует себя вести, что именно вы будете делать в этот раз, если окажетесь в такой же ситуации. Дайте название и этому описанию. Работайте 20 мин., затем обсудить выполненное в кругу.
5.    «Ритуал нового дня» - формирование позитивного стереотипа.           Ритуал – это некое символическое действие, сопровождаемое красивыми мыслями и чувствами. Ритуал помогает нам настраиваться на определенную деятельность так, чтобы выполнять её с удовольствием и качественно. Какие мы используем ритуалы вхождения в новый день? Чашка кофе, нанесение макияжа, зарядка, утренний звонок кому-то, 10 мин после звонка будильника полежать и т.д. Сейчас вы вспомните, как это происходит у Вас и составите новый ритуал вхождения в новый день, ответив на следующие вопросы: - какие движения мне приятно сделать утром, не открывая глаз? - насколько глубоко мне приятно вздохнуть, не открывая глаз? - что мне хочется выпить с утра, почти не открывая глаз? - какой красивый образ природной среды (лес, море, луг, горы и т.д.) поможет мне настроиться на новый день? - о чем приятном мне стоит подумать, чуть приоткрыв глаза? - с каким чувством я хотел бы вставать? - какие действия помогут мне настроиться на новый день?
6.    Обратная связь
Занятие 7
1.    Разминка – Рукопожатие - Сейчас все встанем и поздороваемся            друг с другом за руку, отмечая те рукопожатия, которые больше запомнились. В кругу обсудить, чем они запомнились.
2. «Переписанная биография» -  Биография каждого человека включает в себя как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Наша задача будет состоять в том, чтобы рассказать собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, те события, которые доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства. Описывайте эти чувства как можно детальнее. В обсуждении отметить, что в услышанных биографиях было самым приятным, какой момент лично для вас стал самым счастливым?
3. Притча «Счастье в наследство» - Как-то шел по дороге мудрец,   любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей.  Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? – спросил мудрец. – Я страдаю для счастья своих детей и внуков, - ответил человек. Мой прадед страдал всю жизнь для счастья моего деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, чтобы мои дети и внуки стали счастливыми. – А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец. – Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы – ответил несчастный человек.  – Неграмотный не научит читать, а крот не научит летать орла. – Сказал мудрец. Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймешь, как сделать счастливыми своих детей и внуков. О чем она для каждого.
4.   «Мои достоинства» - формирование уверенности в своих силах, повышение самооценки.  Забудьте на время о скромности и напишите в столбик ответы на вопрос «Что я могу и умею как человек и педагог», и еще таким же образом ответьте на следующий вопрос «Чему у меня могут научиться другие?». В обсуждении по кругу, отметить, какие чувства испытывали при выполнении упражнения, озвучивая вслух свои ответы, кому хотелось бы дополнить свои ответы.
5.     Обратная связь – что сегодня для каждого было самым полезным.
Занятие 8
1.    «Счет» - с целью снятия напряжения, повышения работоспособности, внимательности. «Сейчас мы с вами будем просто считать от одного до двадцати по кругу. Постараемся считать, убыстряя темп. Если кому-то попадется цифра 5, тот должен произнести её стоя (вместо неё хлопнуть в ладоши). Ведущий начинает счет
2.    Упражнение «Дерево» Цель: выработка внутренней стабильности, уверенности, баланса нервно-психических процессов.   Инструкция: Представьте себя деревом (какое вам нравится, с каким вам легче себя отождествить). Где оно растет? Какое оно? Рассмотрите его внимательно. Представьте мощный и гибкий ствол, ветви, создающие развесистую крону, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и дождю. Представьте корни дерева, прочно вросшие в землю. Почувствуйте, как корни вытягивают из земли питательные соки. Почувствуйте, как сок бежит по стволу, наполняя дерево жизнью, силой, энергией, стойкостью. Почувствуйте эту силу, она наполняет вас уверенностью и готовностью работать. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, потянитесь и откройте глаза. Что вы чувствуете?
3.    «Актуальный конфликт» - (ромб) с целью осознания имеющихся трудностей определите, на сколько % выражены в вашей жизни те или иные сферы. По теории Пезешкиана есть 4 сферы разрешения конфликта: через тело (бегство в болезнь), деятельность (трудоголизм), контакты (в общество или одиночество), фантазия (мечты, размышления, книги). Это образно можно представить так: ты всадник, который целеустремленно движется (деятельность) к намеченной цели (фантазия) на здоровой ухоженной лошади (тело), а если упадешь, рядом окажутся помощники (контакты). Обсуждение по кругу.
4.     «5 шагов»  - Теперь наметьте конкретные мероприятия по           выравниванию вашего ромба. Обсуждение по кругу.
5.    Обратная связь – что сегодня для каждого было самым полезным.
Занятие 9
1. Упражнение «Колпак» с целью снятия напряжения после занятий, тренировка внимания, умения ориентироваться в стрессовой ситуации. Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово — «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова, причем слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» каждый выпячивает локоть.
2.    «Внутренний танец» - с целью снятия напряжения. Каждый человек умеет танцевать, даже не производя ярких движений. Мы умеем танцевать взглядом, движением бровей, пальцев, взмахом ресниц, биением сердца, которое передает ритм дыханию – это так называемый наш внутренний танец Часто наша жизнь заставляет нас волноваться, разочаровываться, обижаться, злиться. Давайте учиться не поддаваться натиску тяжелых чувств и мыслей: глубоко вдохните, тряхните головой, притопните ногой, взмахните руками, поведите плечами и прислушайтесь к своему внутреннему танцу. А затем возьмите цветные  карандаши или, еще лучше, краски и позвольте вашей руке двигаться по листу бумаги так, как ей захочется, передавая движение вашего внутреннего танца. Это будет портрет вашего внутреннего танца. В обсуждении отметить, что почувствовали
3.    Работа с притчей «О Хакиме, который знал все» - один человек тяжело заболел, и казалось, что смерть уже близка. Его жена очень испугалась и позвала Хакима – деревенского врача. Хаким выслушивал и выстукивал больного более получаса, щупал пульс, клал свою голову на грудь пациента, поворачивал его на живот и на бок, поднимал ноги больного и его туловище, открывал ему глаза и заглядывал в рот, а потом совершенно уверенно сказал: «Женщина, я должен сообщить тебе печальную весть – твой муж мертв уже два дня» В этот момент больной испуганно поднял голову и со страхом пролепетал «Нет, я еще жив». Тогда жена энергично ударила кулаком по голове больного и гневно закричала: «Замолчи! Хаким – врач, он – специалист, и он лучше знает» - о чем эта притча для каждого.
4.    «Удовольствия» – формирование способности повышать свой жизненный тонус: «Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей сначала ваше хорошее настроение» сказал Спиноза. Для позитивного жизненного настроя каждому человеку необходимо в течение дня получать положительные эмоции, составьте перечень удовольствий, полученных за последний месяц. Оцените каждое пережитое удовольствие в 1 балл, а если оно регулярно случается – 2 б. Затем сложите все баллы в одну сумму. Ознакомьте всех с суммами баллов по вашим реальным удовольствиям, зачитайте списки. Обсуждение, пополнится ли ваш список после зачитывания вслух перечней реальных удовольствий.
5.    Обратная связь
Занятие 10
1.    Надувная кукла - Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться": участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы", и игроки с шипением ("ш-ш-ш!") расслабляются и постепенно опускаются на корточки
2.    «Я - первый!» -  развитие способности самораскрытия, повышение самооценки.    Каждый человек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность, в чем вы считаете себя первым? В какой области деятельности? Аргументируйте свое утверждение, подготовьте тезисы и представьте их в кругу.
3.    «Заброшенный сад» - развитие способности восстанавливать силы после трудной работы: Закройте глаза, несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете её и входите внутрь…     Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. Раньше он был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кустарники разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы. Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…  (3мин).  Когда устанете, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок и сравните её с участками сада, которых ваша рука ещё не касалась… (3 мин).  Теперь скажите саду «до свидания», и со свежими силами возвращайтесь сюда. В обсуждении сказать о чувствах, которые испытывали после прощания с садом.
4.    «Приласкай ребенка» - актуализация внутреннего ребенка - все мы были детьми и многое в общении со студентами, своими детьми зависит от того, насколько мы можем соотнести себя с ними, и насколько любим ребенка в себе. Сейчас вспомните какой-нибудь тяжелый период вашего детства, каким вы были тогда. Каким вы были тогда ребенком? Обратитесь к нему. Напишите ему несколько теплых слов одобрения и поддержки. Посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему таким родителем, какого вы сами хотели иметь. Разделитесь на пары и поделитесь своими ощущениями.

5.    Обратная связь

Комментариев нет:

Отправить комментарий